1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«В гостях у Знайки» разработана с учётом современных теорий, технологий,
возрастных и психофизиологических особенностей детей 5-7 лет. Программа
«В гостях у Знайки» разработана на основе программ «Логика», Программы
развития основ логического мышления у старших дошкольников» сост.
Корепанова М.В., «Математика до школы» сост. Смоленцева А.А.,
Пустовойт О.В., Михайлова З.М., Непомнящая Р.Л. и учебных пособий:
«Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей
дошкольного возраста» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко; «Чего на свете не
бывает?» О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.
В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной
дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль
принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс
решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи,
невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с
занимательным математическим материалом дети овладевают умением
творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее
решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и
объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.
Занимательный математический материал является хорошим средством
воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к
логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное
напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода
нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и
совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли,
рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и
сообразительности, пространственных представлений.
Разработанная программа «В гостях у Знайки» – это стремление
педагога использовать возможности
занимательного материала
в
познавательном (в частности математическом) развитии детей.
Настоящая дополнительная образовательная общеразвивающая программа «В
гостях у Знайки» (далее – Программа) составлена в соответствии с:
-Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ» (с
изменениями и добавлениями);
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20» "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
«Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года
№ 99- р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
-Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом
заседания комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018
г.№3);
-Письмом Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические
рекомендации попроектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневыепрограммы)»;
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и
министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме
реализации образовательных программ»;
-Уставом и локальными актами МДОУ ДС №4 г. Белинский.
Направленность программы
Общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у
Знайки» имеет социально-гуманитарную направленность и ориентирована на
логико - математическое развитие, развитие творческих и интеллектуальных
способностей детей 5-7 лет.
Уровень освоения программы
Уровень освоения программы – общекультурный (стартовый). Предполагает
развитие интеллектуальных, познавательных способностей детей 5-7 лет,
посещающих дошкольное образовательное учреждение, подготовку к
школьному обучению.
Актуальность
Актуальность программы заключается в создании условий для
социализации детей дошкольного возраста, подготовки к школьному
обучению.
Занятия
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «В гостях у Знайки» направлены на развитие
умственных способностей воспитанников, памяти, внимания, воображения,
сообразительности, наблюдательности, подготовку мышления детей к
усвоению математики, формирование мыслительных умений. Занятия
готовят ребенка не только к обучению в общеобразовательной школе, но и
закладывают основу для развития
качеств личности: активность,
самоорганизованность,
самодисциплина,
ответственность,
умение
преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить
способы решения познавательных задач, стремиться к достижению
поставленной цели, тем самым сохранить свою индивидуальность.
Отличительная особенность
Отличительной особенностью Программы является системнодеятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами
занимательных и логических заданий по математике.
Новизна и практическая значимость программы: Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у Знайки»:
– предполагает решение проблем дополнительного образования
социально- гуманитарной направленности на основе овладения детьми
дошкольного возраста элементарными представлениями о математической
деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического
содержания;
– содержание программы представлено различными формами
организации
математической деятельности через занимательные
развивающие
игры,
упражнения,
задания, задачи-шутки,
загадки
математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки
счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда,
формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают
внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно
приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению,
затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную
сферу ребёнка.
Программа разработаны с учетом современных образовательных
технологий, которые отражаются в:
принципах обучения (систематичности и последовательности, проблемности,
коммуникативности, индивидуальности, доступности, преемственность,
результативности, психологической комфортности.
формах, методах и приемах обучения:
Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты);
Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы);
Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия,
презентации);
Практические (упражнения);
Интегрированный метод;
Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические
задачи, дидактический материал.
- методах контроля и управления образовательным процессом: тестирование,
анализ результатов конкурсов, соревнований.
Адресат программы
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
рассчитана для детей, посещающих дошкольное учреждение. Возраст
учащихся – 5-7 лет. Программа реализуется с учётом возрастных и
физиологических особенностей данной категории детей.
Период 5-7 лет называют сензитивным для развития всех познавательных
процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для
развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится
логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и
рассуждать. Мышление – логическое. Способен понимать связи предметов и
явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Может
устанавливать причинно-следственные отношения между событиями и
действиями. В 5-7 лет, важный период для развития детской
любознательности. В этом возрасте происходит развитие инициативности и
самостоятельности ребенка в общении с взрослыми и сверстниками. У детей
наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, на замечания
взрослых реагирует повышенной обидчивостью. Важный показатель этого
возраста является оценочное отношение ребенка к себе и другим.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Программа реализуется в объеме:–34 часа
Формы обучения и реализации программы
Организация образовательного процесса предполагает очную форму
обучения (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2).
Основной формой организации образовательного процесса является занятие
с детьми, посещающим дошкольное учреждение.
Используются следующие формы занятий:
- учебное занятие по ознакомлению учащихся с новым материалом;
- учебное занятие закрепления и повторения знаний, умений и навыков;
- учебное занятие обобщения и систематизации изученного;
- учебное занятие выработки и закрепления умений и навыков;
- комбинированное учебное занятие
Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс осуществляется с группой учащихся. В
объединение принимаются дети по желанию. В процессе занятий с детьми
проводятся задачи-шутки, математические и логические загадки и задания,
увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими
фигурами.
Режим, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год: - 34 часа. Занятия 1 раз в неделю по 25 минут.
Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамическими паузами.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Формирование элементарных математических
представлений через использование игровых форм и методов обучения с
применением занимательного математического материала.
Задачи программы:
Образовательные:
Активизировать познавательный интерес;
формировать логическое мышление;
Развивающие:
Развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую
работу;
Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и
умозаключения на основании приобретённых знаний;
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к занимательной математике.
Учебный план программы
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего Теория Практика
1
Вводное занятие
1
0,2
0,8
2
II раздел. Величина
3
0,6
2,4
3
III раздел. Формирование
представления о массе
5
1
4
4
IVраздел .Развивающие
игры
5
1
4
5
V раздел. Увлекательная
математика
5
1
4
VI раздел. Графический
диктант
4
0,8
3,2
6
Формы
аттестации
/ контроля
Наблюдение
Входная
диагностика
Наблюдение,
Устная
выборочная
проверка
Педагогичес
кое
наблюдение
в процессе
игровых
упражнений
Наблюдение,
выставка
работ
Педагогичес
кое
наблюдение
в процессе
игровых
упражнений.
Выполнение
задания
на
карточках.
Мини
олимпиада
Педагогичес
кое
наблюдение
в процессе
игровых
7
8
9
VII раздел. Ориентировка
во времени
VIII раздел. Решение
занимательных задач
5
1
4
5
1
4
Итоговое занятие
«Умники и умницы»
1
-
1
ИТОГО:
34
7,6
26, 4
упражнений.
Выполнение
задания
на
карточках
Наблюдение
Педагогичес
кое
наблюдение
в процессе
игровых
упражнений.
Выполнение
задания
на
карточках
Выполнение
задания
на
карточках
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие №1
Теория. Инструктаж по охране труда, правила поведения на занятии,
организация рабочего места. Знакомство с пособиями и рабочими тетрадями
для занятий.
Практика. Выполнение практических заданий (математическая раскраска).
Контроль. Наблюдение.
Раздел 2. Тема Величина
Занятие № 2 Тема Свойства предметов
Теория. Свойства предметов: большой - маленький. Свойства предметов по
величине: высокий - низкий. Высота предмета. Свойства предметов по
величине: длинный – короткий. Длина предмета.
Практика. Выполнение заданий по развивающим карточкам. Измерение
длины, ширины, высоты, 2 окружающих предметов с помощью условной
мерки.
Контроль. Наблюдение, устное тестирование.
Занятие № 3.Тема Пространственные отношения.
Справа, слева. Вверху, внизу
Теория. Пространственные отношения: слева, справа. Вверху, внизу
Пространственные отношения: между, посередине.(обобщение знаний).
Практика. Выполнение заданий по развивающим карточкам. Измерение
длины, ширины, высоты, 2 окружающих предметов с помощью условной
мерки.
Контроль. Наблюдение, устное тестирование.
Занятие № 4.ТемаСвойства предметов. Пространственные отношения.
Практика. Выполнение заданий по развивающим карточкам. Измерение
длины, ширины, высоты, 2 окружающих предметов с помощью условной
мерки.
Контроль. Наблюдение, устное тестирование.
III Раздел. Формирование представления о массе
Занятие № 5 -6 Тема. «Тяжелый - легкий»
Теория. Развитие барического чувства. «Тяжелее – легче», «одинаковые по
тяжести».
Практика. Определение массы тела. Выкладывание сериационных рядов по
массе
Контроль. Педагогическое наблюдение в процессе игровых упражнений.
Занятие № 7-8 Тема. Весы. Их использование.
Теория. Виды измерительных приборов. История возникновения весов. Виды
весов: чашечные, напольные, аптекарские, безмен. Измерение веса
предметов.
Практика. Измерительная деятельность. Знакомство с правилами
взвешивания на весах и килограммом.
Контроль. Педагогическое наблюдение в процессе игровых упражнений.
Занятие № 9 Тема Формирование представления о массе
Практика. Определение массы тела. Выкладывание сериационных рядов по
массе
Контроль диагностическая беседа, педагогическое наблюдение в процессе
игровых упражнений.
IV Раздел. Развивающие игры
Занятие №10.Тема «Развивающая игра: Блоки Дьенеша»
Теория. Блоки Дьенеша. Свойства фигур.
Практика. Исследование блоков Дьенеша: сравнение фигур. Дидактические
игры «Найди», «Чудесный мешочек», «Выложи по схеме»
Контроль диагностическая беседа, педагогическое наблюдение в процессе
игровых упражнений.
Занятие №11«Палочки Кьюизенера»
Теория. Палочки Кьюизенера. Сходство и отличие (цвет, размер).
Практика Исследование палочек Кьюизенера: сходство и отличие (цвет,
размер). Дидактические игры «Найди», «Чудесный мешочек», «Найди
нужный блок».
Контроль Педагогическое наблюдение в процессе игровых упражнений.
Занятие № 12 Тема «Кубики Никитина-логическая головоломка »
Теория. Что такое кубики Никитина. Как играть. Виды кубиков Никитина.
Практика. Д-И « Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб»
Контроль Педагогическое наблюдение в процессе игровых упражнений.
Занятие 13 Тема Игра – головоломка «Танграм»
Теория. История игры-головоломки «Танграм»
Практика. Конструирование героев сказок С.Я. Маршака из комплекта
геометрических фигур танаграм по схеме.
Контроль. Выставка работ
Занятие №14"Танграм",
Практика. Сравнение треугольников по размеру, составление из них новых
геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников.
Назвать их, сосчитать и определить общее количество. Составление фигурысилуэта по образцу с цифровым обозначением места расположения
Контроль. Наблюдение, выставка работ
VРаздел. Увлекательная математика
Занятие № 15-16. Тема «Решаем задачи»
Теория. « Задача. Условие. Решение. Ответ. Алгоритм решения логической
задачи». Знаки >,<,=
Практика. Упражнять в умении решать математические задачи, умение
записывать и читать решение. Просмотр мультфильма «Учимся считать
и решать задачи с Ёжиком Жекой». Д-И «Проверь, правильно ли ежик решил
задачу».
Контроль. Педагогическое наблюдение в процессе игровых упражнений.
Занятие №17-19. Тема «Решаем задачи»
Практика. Счёт до 20,закрепление умения правильно пользоваться
математическими знаками, умение решать математические загадки,
примеры, соотносить цифру с количеством предметов.
Упражнять в умении решать математические задачи, умение записывать и
читать решение. Задачи по иллюстрациям на сложение, вычитание. Задачи на
нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого.
Придумывание задач детьми на сложение и вычитание по числовому
примеру.
Контроль. Педагогическое наблюдение в процессе игровых упражнений.
Выполнение задания на карточках. Мини-олимпиада
VI Раздел. Графический диктант
Занятие №20 – 23. Тема «Выполняем графический диктант»
Теория. Что такое графический диктант. Знакомство с тетрадью. Виды
тетрадей. Виды линий. Направление линии. Ориентировка на листе бумаги.
Практика. Выполнение заданий. Д-игры: на первый уровень сложности
второй уровень сложности, мелкая клетка: третий уровень сложности,
мелкая клетка: четвёртый уровень сложности.
Контроль. Педагогическое наблюдение в процессе игровых упражнений.
VII Раздел. Ориентировка во времени
Занятие № 24-26 Учимся определять время по часам
Теория. Часы.
Историявозникновения.Видычасов:солнечные,песочные,настенные,электрон
ные. Минуты. Часы. Секунды. Виды стрелок;
Практика. Определение времени по часам. Д-И «Изучаем время», «Часы»,
«Часы и время», «Время»
Контроль. Педагогическое наблюдение в процессе игр, тест
Занятие № 27-28. Тема Повторяем временные понятия: части суток
(утро, день, вечер, ночь);дни недели; 12 месяцев – год.
Практика. Определение времени по часам, дней недели, месяцев.
Д-и: «Так бывает или нет», «Какое время года?», «Успей вовремя», «Тиктак», «Назови сутки», «Когда это бывает?», «Назови пропущенное слово»,
«Составь неделю» «Живая неделя», «12 месяцев», «Когда это бывает?».
Отгадывание загадок по заданной теме(утро-день; вечер-ночь)
Контроль. Педагогическое наблюдение в процессе игр, тест
VIII Раздел. Решение занимательных задач
Занятие № 29-33 Тема Арифметические задачи на смекалку.
Практика. Выполнение заданий на преобразование детьми одной фигуры в
другую, нахождение пропущенной фигуры. Решение задач на продолжение
ряда фигур, знаков, на поиск чисел. Разгадывание лабиринтов, загадок, задачшуток, занимательных вопросов. Придумывание детьми задач. Игры на
составление целого из частей (геометрической фигуры, изображения) и на
воссоздание силуэтов из наборов геометрических фигур
Контроль. Наблюдение. Тесты
IX Раздел. Итоговое занятие с родителями
Занятие № 34 «Умники и умницы»
Теория. Разделить детей на 2 команды. Объяснения правил игрысоревнования.
Практика. «Лабиринт», «Что сначала, что потом?», «Магический
квадрат», «Собери предмет из отдельных частей» (по типу игры лего),
загадки, путаница.
Контроль. Тестирование.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По завершении реализации программы обучающиеся должны:
знать
пространственные и временные представления;
как решать простые арифметические задачи на сложение и
вычитание, записать решение с помощью цифр и знаков;
как определить массу тела;
как сравнить фигуры из блоков Дьенеша;
как выполнять задания с палочками Кьюизенера;
как определить время по часам;
как рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
уметь
– устанавливать смысловые связи между предметами;
– выполнять сравнение фигур по величине, по высоте , по ширине, по
форме, по цвету; определять взаимное расположение объектов на плоскости
и в пространстве;
– преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем
складывания, разрезания;
– составлять математические загадки, задачи с использованием рисункасхемы;
– раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по
величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
– решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление
последовательности событий, анализ и синтез;
– составлять задачи по схематическим рисункам, с опорой на наглядный
материал;
– понимать задание и выполнять его самостоятельно;
– проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Предметные:
Умение замечать сходство и различие предметов по трём
параметрам: форма, размер, цвет;
Умение работать по схемам и символам;
Первоначальные умения решения логических задач ,
вычленения лишних предметов из множества, объяснения
своего выбора.
Освоение представлений о логических операциях.
Метапредметные
Формирование навыка следовать словесной инструкции.
Овладение первоначальными навыками работы в
коллективе
Повышение уровня познавательных способностей и
мыслительных операций
Личностные
Формирование первоначального интереса к развивающим играм;
Улучшение показателей морально – волевых качеств личности:
ответственность, организованность
настойчивость, терпение, способность и умения самоконтроля и
саморегуляции своих действий
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график на 1год обучения
Год
обучения
2024-2025
Дата
начала
обучения
1.09.2024
Дата
окончания
обучения
31.05.2025
Всего
учебных
недель
34
Всего
учебных
дней
34
Количество
учебных
часов
34
Режим
занятий
1 раз в
неделю
по 1
занятию
Условия реализации программы
Методические материалы
Методы обучения:
Для достижения поставленных целей и реализации задач используются
методы обучения: словесные ( изложение материала, беседы, диалог,
инструкции, анализ выполненных работ), наглядные, практические
(упражнения, работы по образцу, творческие и индивидуальные работы ,
выполнение работ на заданную тему, по инструкции), поисковый
(моделирование, опыты, эксперименты). Ведущий метод – игровой
(дидактические игры, на развитие внимания, памяти, мышления, игрыконкурсы).
Основные формы и средства обучения:
1.
Дидактические игры и задания;
2.
Решение арифметических и логических задач;
3.
Отгадывание загадок, ребусов
4.
Развивающие игры
5.Графический диктант
Формы организации образовательного процесса.
Основная форма образовательного процесса – учебное занятие, кроме
этого, используются формы проведения занятий: беседа, рассказ,
ситуативный разговор, игра, эксперимент, наблюдение, продуктивная
деятельность, выставка.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и
упражнений, направленных на решение поставленных задач данного
занятия. Занятия включают различные виды деятельности: познавательную,
продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную. В
содержание программы включены подвижные игры, физкультминутки,
сюжетно-ролевые игры; викторины, развлечения, соревнования.
Каждое занятие включает в себя фронтальную работу с
демонстрационным материалом, самостоятельную работу детей с
раздаточным материалом, постановку и разрешение проблемных ситуаций.
Педагогические технологии, используемые педагогом в работе с
детьми:
индивидуального
обучения,
группового
обучения,
коллективного
взаимообучения, дифференцированного обучения, разноуровнего обучения,
проблемного обучения,
дистанционного
обучения
педагогической
мастерской, ТРИЗ, игровой деятельности, коллективной творческой
деятельности, критического мышления
Материально-техническое обеспечение:
учебный кабинет;
оборудование (стол, стул) по возрасту и росту ребёнка;
доска, магниты;
ноутбук; проектор с экраном
шариковая ручка, простой карандаш, раздаточные карточки, цветные
карандаши, счётные палочки, тетрадь в клетку, счётный материал;
бумага А4 (белая);
развивающие карточки;
развивающие игры «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюизенера», «Кубики
Никитина»;
логические игры «Танграм»;
плакаты «Счёт до 10», «Счёт до 20», «Пиши цифры правильно»,
«Числовая лента от 1 до 20», «Сложение», «Вычитание»;
Я считаю до двадцати. Математика для детей 6-7 лет. Колесникова Е.В. –
М.:ТЦ Сфера, 2018.;
Я решаю арифметические задачи. Математика для детей 5-7 лет.
Колесникова Е.В. – М.: ТЦ Сфера, 2019.
Кадровое обеспечение:
– педагог дополнительного образования, имеющий профессиональное
образование в области дошкольной педагогики и психологии, и
прошедший профессиональную подготовку.
Формы аттестации
Оценочные материалы
Формы контроля и диагностики результатов:
- ежедневные наблюдения на занятиях
- контрольные задания
- опросы
Формы подведения итогов:
- открытые занятия
- выставки работ
- итоговое занятие
Контроль за освоением программы «В гостях у Знайки» осуществляется по
результатам педагогических наблюдений в начале и в конце учебного года и
заносится в протокол мониторинга освоения программы.
Способы определения результативности
Объектами контроля являются:
– математические умения;
– степень самостоятельности и уровень проявления математических
способностей в процессе поиска решений на задачи-шутки, математические и
логические загадки и задания, игры и упражнения с цифрами, знаками,
геометрическими фигурами.
Виды контроля
Для контроля реализации Программы определены следующие виды
проверок:
Текущая – на каждом педагогическом мероприятии проводится
проверка выполняемой работы и ее оценка.
Диагностическое тестирование
на начало и конец реализации
программы
Основная задача диагностического тестирования заключается в том,
чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного
образования по познавательному развитию детей с использованием
занимательных игр и упражнений математического содержания.
Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение.
Диагностические методики:
1.
Диагностика познавательных умений в математической
деятельности.
Цель:
выявление
обобщенных
познавательных
умений
в
математической деятельности.
Процедура организации и проведения диагностики.
Наблюдение
за
процессом
познавательной
математической
деятельности проводится на занятиях.
Критерии наблюдения.
1.
Восприятие математической задачи и ориентировочная основа
деятельности:
а) правильное восприятие ребенком математической задачи воспитателя
(о чем подумать, что сделать), понимание смысла каждого этапа
предстоящей деятельности;
б) активное участие в выполнении действий сравнения, отгадывания,
поиска пути решения проблемы.
2.
Практические и умственные учебные действия, выполняемые
старшим дошкольником в процессе решения математической задачи:
а) активное выполнение учебных действий сравнения, сопоставления,
обобщения, моделирования, схематизации в соответствии с поставленной
учебной задачей;
б) разнообразные формы выполнения умственных действий: по
наглядной основе, схеме или модели, в плане внутренней речи развернуто
или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;
в) самостоятельный выбор ребенком необходимых материалов на
основе ориентировки в учебной задаче;
г) ребенок предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3-4
эталонов (сначала.., затем.., после этого...);
д) владеет несколькими способами достижения одного и того же
результата.
3.
Состояние самоконтроля:
а) умеет осуществлять итоговый самоконтроль (по окончании
деятельности);
б) может осуществлять пошаговый самоконтроль (проверять себя) в
процессе деятельности;
в) планирует деятельность до ее начала (предварительный
самоконтроль).
Результат познавательной деятельности: правильность решения
математических задач, наличие интереса к деятельности, самооценке,
осознание ребенком связи математической задачи и полученного результата.
№
Ф.И.
Восприятие
Практические
Состояние
ребенка
математической задачи и
и умственные
самоконтроля
ориентировочная
учебные действия
основа деятельности
а
б
а
б
в
г
д
а
б
в
2.Диагностика математических умений.
Цель: выявление математических умений.
Процедура организации и проведения диагностики.
Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности
проводится на занятиях по программе «В гостях у Знайки».
№
Ф.И
Количество
и счет
Величина
Геометрическ
ие фигуры
Ориентир.
во времени
Ориентир.в
Логически
пространств
е задачи
е
Нача
Начал Конец Начало Конец Начало Конец Начало Конец Начал Конец
Конец
ло
о года года года
года
года года года
года о года года
года
года
Заполнение диагностической карты.
В. высокий
С. средний
Н. низкий
Высокий уровень:
Ребенок владеет основными логическими операциями.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по
существенным признакам.
Способен объединять и распределять предметы по группам.
Свободно оперирует обобщающими понятиями.
Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое,
устанавливая между ними связь.
Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.
Может при помощи суждений делать умозаключения.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых
знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах
своей работы.
Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень:
Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение,
обобщение, классификация, систематизация.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда
видит все их существенные признаки.
Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в
самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует
обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает
затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями.
Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить
описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать
умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.
Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Формы оценки качества освоения Программы:
Основными формами подведения итогов реализации Программы являются:
математический КВН, математическая мини-олимпиада, которые проводятся
в декабре, мае
Список литературы
1.
Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения
дошкольника при подготовке к школьному обучению. СПб «Детство –
Пресс», 2012.
2.
Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ, Воронеж, 2009
3.
Венгер А.Л., Венгер Л.А. «Домашняя школа мышления», Москва, 2010
4.
Веракса Н.Е., Васильева М. А, Гербова В. В., Комарова Т. С. «От
рождения до школы». – М.: Мозаика - синтез, 2014»
5.
Ильина М.И. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. –
СПб.: Питер, 2007
6.
Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников, Москва, 2012
Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры, Москва, 2012
7.
Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 2011
8.
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников.
- СПб «Детство – Пресс», 2012.
9.
Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия — вопросы
психологии, №4, 1996г.
10. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта.
Генезис числа у ребёнка, Москва, 1969г.
11. Ткаченко Т.А. Упражнения для развития словесно – логического
мышления, Ярославль, 2013
12. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Ярославль, 2010г.
13. Тихомирова Л.Ф. Логика. Ярославль, 2010г.