ДОП Юный шахматист

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Юный шахматист»
является программой физкультурно - спортивной направленности.
Программа реализуется в соответствии со следующими нормативными
документами:
-Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ» (с
изменениями и
добавлениями);
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября
2018 г.
№ 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20» "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
«Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 99- р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
-Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом
заседания комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018
г.№3);
-Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические
рекомендации попроектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневыепрограммы)»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме
реализации образовательных программ»;
-Устав и локальные акты МДОУ ДС №4 г. Белинский.
Актуальность программы
Сегодня шахматы самая распространённая настольная игра, сочетающая в
себе элементы спортивного мастерства, науки просчитывать многоходовые
комбинации и искусства, психологического владения игрой и молчаливого
воздействия на противника. Безусловно, игра в шахматы имеет большое
воспитательное значение, она учит логически мыслить, развивает усидчивость
и концентрацию внимания, учит проявлять выдержку и не поддаваться панике
во время игры, планировать свои действия на 3-5 шагов вперёд, способствует

становлению настоящей творческой личности. Во время игры в шахматы у
игроков проявляется характер, и открываются многие особенности личности,
о которых они даже не подозревали.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития
личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание
важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует
процесс обучения игре в шахматы.
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность
своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от
обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение
фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в
шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным
потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения
мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять
выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к
сопернику, но и к самому себе.
Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.
Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры
вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному
развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для
детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.
Отличительные особенности программы
Дополнительная образовательная программа физкультурно
спортивной направленности «Юный шахматист» для детей старшего
дошкольного возраста разработана на основе программы И.Г.Сухина
«Удивительные приключения в Шахматной стране», которая опирается на
ряд нетрадиционных авторских наработок, а именно:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах
шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых
положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на
уничтожение": фигура против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой
дидактической игры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил
повторять А. Франс. Поэтому, в программе, широко используются
шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и
викторины, которые будут интересны старшим дошкольникам.
Для эффективности реализации программы обучение детей строится
на основных принципах дидактики (от простого к сложному):

 Индивидуального подхода к детям. Обучение детей игре в шахматы
осуществляется посредством дифференцированного подхода к
каждому ребёнку, исходя из знаний ребёнка и особенностей его
развития;
 Систематичности и последовательности.Такой порядок изучения
материала, где новые знания опираются на ранее полученные;
 Принцип интерактивности и сотрудничества. Реализуется в тесном
сотрудничестве с семьей;
 Наглядности;
 Принцип доступности. Обучение тогда результативно, когда оно
посильно и доступно проблемного обучения детям.
 Повторности;
 Принцип игровой подачи материала;
 Научности;
 Стимулирование взрослыми самостоятельной деятельности ребенка
через похвалу, поощрение, одобрение.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение
результата обучения игре в шахматы.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные
взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают
решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет
рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям
шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий,
развивать
пространственное
воображение,
целеустремленность,
настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные
решения и нести ответственность за них.
Новизна программызаключается в том, возможность раннего обучения
игре в шахматы проходит в непринуждённой игровой форме с использованием
занятия с показом наглядного материала, рассматривание и чтение книг о
шахматах, дидактические игры, показ презентаций, т.е. интеграции
практической, исследовательской, образовательной деятельности в рамках
дополнительного образования.
Практическая значимость программы
Сегодня шахматы – популярный и эффективный способ развития
интеллекта ребенка. Многие родители хотят познакомить своих детей с
древней игрой. Доказано что занятия шахматами укрепляют память,
развивают аналитические способности и воображение, помогают
вырабатывать
такие
черты
характера,
как
организованность,
целеустремленность, объективность, что является некоторыми признаками
готовности к школьному обучению. Увлекшись этой игрой, маленький
непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К

тому же шахматы - замечательный повод для общения людей,
способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских
отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации
являются слова «Все мы одна семья».
Педагогическая
целесообразность внедрения
данной
программы
заключается, прежде всего, в идее использования игры в шахматы, как
эффективного средства умственного, психического и физического развития
ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в
шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в
учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса,
благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности
ребенка, повышение продуктивности его мышления. Это подтверждается и
многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим. Можно с
уверенностью говорить об огромных потенциальных возможностях развития,
таящихся в дошкольном детстве.
Цель и задачи программы
Цель программы: Обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы
Задачипрограммы:
а) образовательные:
 Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы.
 Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий
 Познакомить с правилами поведения партнеров во время шахматной
игры, учить детей во время шахматной партии действовать в
соответствие с этими правилами.
б) развивающие:
 Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие
связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения
учебной задачи.
в) воспитывающие:
Воспитывать усидчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность
в принятии решений.
Адресат программы.Программа предназначена для детей старшего
дошкольного возраста. В группу первого года обучения принимаются все
желающие заниматься шахматами, имеющие интерес к ним . Состав
обучающихся –постоянный. Условия набора детей в коллектив: принимаются
все желающие. Наполняемость в группах составляет10 человек.
Возрастные особенности детей 5-6 лет:
В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети
способны не только решить задачу в наглядном плане, но совершить
преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается освоением
мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные
представления, представления и цикличности изменений). Кроме того, после

пяти с половиной лет на смену правополушарному (творческому) мышлению
приходит левополушарное (логическое) мышление (кроме левшей),
совершенствуются обобщения.
Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он
наблюдателен. Собственное «я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг,
в котором он стремится отыскать причинно-следственные связи, чтобы
отличить существенное от второстепенного. Развитие воображения позволяет
детям
сочинять
достаточно
оригинальные
и
последовательно
разворачивающиеся истории.
К пяти годам ребенок уже способен правильно произнести почти все
звуки речи. Ребенок бегло излагает свои мысли. Кроме коммуникативной,
развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится
последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об
этом.
К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой
багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок
стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками,
что способствует появлению познавательной мотивации в общении. Развитие
произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно
преодолевать определённые трудности, специфические для дошкольника.
Также развивается соподчинение мотивов. На фоне эмоциональной
зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на
признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу,
подтвердить свою значимость.
К шести годам ребенок уже стремится управлять своими эмоциями,
пытаясь их сдерживать или скрывать от посторонних, что не всегда удается.
Дети знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят ее
менять.
С пяти до шести лет у ребенка наблюдаются значительные сдвиги в
усовершенствовании моторики и силы. Скорость его движений продолжает
возрастать, и заметно улучшается их координация.
Имеет собственное представление о красоте. Он познает мир
прекрасного через посещение музеев, театров, филармоний, начинает
понимать классическую музыку.
Свои познания ребенок применяет в играх, выдумывая сам сюжет для
них и зная, как он сможет сделать замысел реальным. В этот период ребенок
становится сознательно самостоятельным.
Возрастные особенности детей 6-7 лет:
К этому возрасту у ребенка сформирована достаточно высокая
компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Он
способен принимать собственные решения на основе имеющихся знаний,
умений и навыков. У ребёнка развито устойчивое положительное отношение
к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность
и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.

У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в
меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во
внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве
(считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д. Воображение
формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности
и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок
осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает
необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного
возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются
действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ
воображаемого объекта; образ действия с объектом. Ребенок организует свое
внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.
В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и
устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в
управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов,
внимание становится опосредованным, связано с интересами ребенка к
деятельности. Появляются элементы после произвольного внимания.
Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер:
перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие
становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем
выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,
грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. Дети начинают
активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы,
прилагательные и т.д. У детей развивается диалогическая речь и некоторые
виды монологической речи.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый
смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство
усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых
поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать
поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое
поведение в зависимости от места в нем.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений,
передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.
Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их
цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками
мальчиков и девочек.
Форма обучения и режим проведения занятий
Образовательный процесс строится с учётом СанПиН 2.4.3648-20, СанПиН
СП 3.1/2.4.3598-20
Форма обучения – очная.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Объём программы - 68 часов.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу, общее количество часов в неделю
– 4 часа, общее количество часов в год - 34 часа.
Особенности организации образовательного процесса
Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально
организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания
учебных заданий, создания игровых ситуаций.
На первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат.
Воспитанники знакомятся с историей возникновения шахматной игры,
шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические
задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки
игровых позиций на отдельных фрагментах доски.
На занятиях
используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи,
сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки.
Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой
они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и
их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые
шаги на шахматной доске.
Содержание второго года обучения включает непосредственно
обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, начальному
обучению решения шахматных задач, знакомству с шахматной нотацией,
творчеством выдающихся шахматистов.
На занятиях также используются обучающие плакаты, задачи для
самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на
шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др.,
решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и
представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого
дошкольникам предлагаются занимательные рассказы из истории шахмат,
тесты для проверки полученных знаний.
Основные формы и средства обучения:
При знакомстве детей с увлекательной и занимательной игрой в шахматы
подбираются те формы, которые позволяют повысить эмоциональную
активность детей, а также создать такие условия, в которых бы им
приходилось самостоятельно или с помощью взрослого действовать,
находить решения. Это:
беседы,
дидактические игры,
компьютерные и интерактивные игры,
художественно — творческая деятельность,
чтение сказок и книг о шахматах,
просмотр энциклопедий о шахматах,
разучивание стихотворений о шахматных фигурах,
создание альбома «Великие шахматисты»,
консультации для родителей,
папки-передвижки с методическими рекомендациями по игре в шахматы,

домашние задания для совместных занятий с детьми дома,
участие в турнирах и соревнованиях.
Планируемые результаты
По завершении реализации программы обучающиеся должны:
иметь представление о:
 шахматном поле и основных понятиях: горизонталь, диагональ,
вертикаль, фигура, ход;
 игровых возможностях шахмат;
знать:
 начальную расстановку фигур на шахматном поле;
 правила игры в шахматы;
уметь:
 различать шахматные фигуры по форме и цвету;
 правильно расставлять шахматные фигуры на игровом поле;
 играть в шахматы, не нарушая правил.
№

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Наименование
раздела, темы
1
Раздел 1.Знакомство с
игрой в шахматы
2
Раздел 2. Изучаем
шахматные фигуры
3
Раздел 3. Тактика
игры
Всего за 1 год обучения

№

Наименование
раздела, темы
1
Раздел 1.Повторение
основных понятий
игры в шахматы
2
Раздел 2. Ценность
шахматных фигур
3
Раздел 3. Техника
матования фигур
4
Раздел 4.Шахматная
комбинация фигур
Всего за 2 год обучения
Итого за 2 года обучения

1 год обучения Количество часов
теория
практика
всего
3
2
5
6

10

16

3

10

13

12
22
34
2 год обученияКоличество часов
теория
практика
всего
2

2

4

2

2

4

2

11

13

4

9

13

10
22

24
46

34
68

Учебно-тематический план работы по обучению детей игре в
шахматы 1 год обучения
№
Наименование
1 год обучения Количество
Формы контроля
раздела, темы
часов
теория практика
всего
1 Раздел 1
3
2
5
Наблюдения,
Знакомство с
тестирование,
игрой в шахматы
Диагностическая
беседа
2 Раздел 2
6
10
16
Наблюдения,
Изучаем
Устная
шахматные
выборочная
фигуры
проверка,
Диагностическая
беседа, показ
3 Раздел 3.
3
10
13
Наблюдения,
Тактика игры
тестирование,
Диагностическая
беседа, показ
Всего за 1 год обучения
12
22
34
Учебно-тематический план работы по
обучению детей игре в шахматы 2 год обучения
№

Наименование
раздела, темы
1
Раздел
1.Повторение
основных
понятий игры в
шахматы
2
Раздел 2.
Ценность
шахматных фигур
3
Раздел 3. Техника
матования фигур
4
Раздел
4.Шахматная
комбинация
фигур
Всего за 2 год обучения

теория

практика

всего

2

2

4

Наблюдения,
беседа,
Игра – опрос, тест,
наблюдение,
зачётный показ

2

2

4

Игра – опрос, тест,
наблюдение

2

11

13

4

9

13

Игра – опрос, тест,
наблюдение
Игра – опрос, тест,
наблюдение
Открытое занятие
для родителей

10

24

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 год обучения

Раздел 1. Знакомство с игрой в шахматы
Тема.Входная диагностика. Опрос «Что я знаю о шахматах». Из истории
возникновения шахмат.
Теория. История возникновения шахмат.
Практика. Чтение легенды о появлении шахмат. Просмотр фильма «Возникновение
шахмат». Беседа по содержанию фильма.
Контроль. Входная диагностика, опрос

Тема Шахматная доска и все о ней.
Теория.Понятия «шахматная доска», «белые», «черные» поля, чередование белых, либо
черных полей, «центр» шахматной доски, шахматные поля квадратные, горизонталь,
вертикаль, диагональ.
Практика. В шахматном королевстве: упражнение «Поставь правильно шахматную
доску».
Контроль. Педагогическое наблюдение, тестирование, контрольный показ.

Тема3. Знакомство с шахматными фигурами
Теория. Шахматные фигуры, их название, белые и черные.
Практика. Чтение и инсценировка дидактическойсказки И.Г. Сухина «Приключения в
шахматнойстране».Дидактическиезадания иигры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка»,
«Секретнаяфигура»,«Чтообщего?»,Упражнения «Найди и назови», «Главные фигуры»,
«Белые и черные», «Кто быстрее?».

Контроль. Устная выборочная проверка; педагогическое наблюдение, диагностическая беседа,
показ

Тема4. Знакомство с шахматными фигурами
Теория. Шахматные фигуры, их название, белые и черные: ладья, слон, ферзь,конь,
пешка,король.
Практика. Дидактическиезадания иигры «Волшебный мешочек», «Угадай»,
«Секретнаяфигура»,«Чтообщего?»,Упражнения «Найди и назови», «Главные фигуры»,
«Кто быстрее?».
Контроль. Практическое задание

Тема5. Начальное положение
Теория.(начальнаяпозиция);расположениекаждой из фигур вначальной позиции;правило
«ферзьлюбит свой цвет»;связь междугоризонталями,вертикалями,диагоналями
иначальнойрасстановкой фигур
Практика. Дидактические задания и игры
«Захватконтрольногополя»,«Защитаконтрольногополя», «Игра на уничтожение» (ладья
против ладьи, двеладьипротиводной,двеладьипротивдвух), «Ограничениеподвижности»
Контроль. Педагогическое наблюдение, диагностический срез, игровые конкурсы.

Раздел 2.Изучаем шахматные фигуры
Тема6.Шахматная фигура ладья.
Теория. Шахматная ладья. Обсуждение индивидуальности фигуры.
Практика. Упражнение «Заштриховать фигуру». Игры «Угадай по описанию», «Прятки».
Упражнять в нахождении фигуры в ряду остальных. Просмотр мультфильма «О ладье».
Контроль. Педагогическое наблюдение. Выборочный опрос

Тем7.Ладья в игре.
Теория. Шахматная ладья. Обсуждение индивидуальности фигуры.
Практика. Дидактические задания и игры
«Захватконтрольногополя»,«Защитаконтрольногополя», «Игра на уничтожение» (ладья
против ладьи, двеладьипротиводной,двеладьипротивдвух), «Ограничениеподвижности»
Контроль. Диагностическая беседа, педагогическое наблюдение

Тема8.Знакомство с шахматной фигурой Слон.
Теория. Шахматный слон. История названия фигуры – слон. Обсуждение
индивидуальности фигуры.

Практика. Заучивание стихотворения «Слон». «Войско из коробки», «Куча мала»,
«Соседи», «Что общего?», «Прогуляйся по улице», «Чем отличаются?».Просмотр
мультфильма «О шахматной фигуре - слон». Творческая минутка «Вырезать и приклеить
фигуру Слон».
Контроль. Педагогическое наблюдение, зачётный показ

Тема9.Слон в игре.
Теория. Шахматный слон. История названия фигуры – слон. Обсуждение
индивидуальности фигуры.
Практика. Дидактическиезаданияиигры«Захват
контрольногополя»,«Игранауничтожение»(слон противслона, дваслонапротиводного,
дваслона противдвух),«Ограничениеподвижности». Дидактические задания и игры
«Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной
удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
Контроль. Опрос

Тема10.Ладья против слона
Теория. Шахматная ладья. Слон.
Практика. Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита
контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона,
ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения),
«Ограничение подвижности».
Контроль. Фронтальный опрос

Тема 11Знакомство с шахматной фигурой Ферзь.
Теория. Шахматный Ферзь. История названия фигуры – ферзь Обсуждение
индивидуальности фигуры.
Практика. Заучивание стихотворения о ферзе, слепить шахматную фигуру «ферзь».
Почитать стихи о Ферзе. Запомнить правило «Ферзь – любит свой цвет». Просмотр
мультфильма «О ферзе». Упражнение «Найди и раскрась». Игры «Волшебный мешочек»,
«Белые и черные».
Контроль. Педагогическое наблюдение,

Тема 12Ферзь в игре
Теория. Шахматный Ферзь. Обсуждение индивидуальности фигуры.
Практика. Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых»,
«Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,«Защита», «Выиграй
фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на
уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона,
сложные положения), «Ограничение подвижности».
Контроль. Педагогическое наблюдение

Тема 13. Ферзь против Ладьи и Слона
Теория. Обсуждение индивидуальности фигуры.
Практика. Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых»,
«Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,«Защита», «Выиграй
фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на
уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона,
сложные положения), «Ограничение подвижности».
Контроль. Опрос, наблюдение,

Тема 14.Шахматная фигура Конь.
Теория. Шахматный конь. История названия фигуры конь. Обсуждение
индивидуальности фигуры. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь –
легкая фигура.
Практика. Заучивание стихотворения «Конь». «Атака неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». «Кто быстрее - передвижение
коня из угла в угол; на соседнее с ним поле». Упражнение «Дорисуй». Игры «Ряд», «На

стуле», «Большая и маленькая». Упражнять в нахождении фигуры в ряду остальных.
Просмотр мультфильма «О коне». Игры «Угадай по описанию», «Прятки»
Контроль. Опрос, наблюдение

Тема 15. Конь в игре.

Теория. Обсуждение индивидуальности фигуры. Место Коня в начальном положении.
Ход Коня, взятие. Конь – легкая фигура.
Практика. Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых»,
«Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй
фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на
уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные
положения), «Ограничение подвижности».
Контроль. Опрос, наблюдение,

Тема 16. Конь против ферзя, ладьи слона

Теория. Обсуждение индивидуальности фигуры. Место Коня в начальном положении.
Ход Коня, взятие. Конь – легкая фигура.
Практика. Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых»,
«Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй
фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на
уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные
положения), «Ограничение подвижности».
Контроль. Опрос, наблюдение

Тема17. Знакомство с Пешкой
Теория. Шахматная пешка. История названия фигуры пешка. Обсуждение
индивидуальности фигуры.
Практика. Игра «Пешка и все фигуры». Изучить место пешки в начальном положении.
Игра «Война пешек». Лепка фигуры. Стихотворение о пешке. Упражнение «Сосчитай».
Творческая минутка «Вырежи и сложи узор». Игры «Волшебный мешочек», «Шахматный
теремок».
Контроль. Практическое задание, педагогическое наблюдение

Тема18.Пешка в игре

Теория. Шахматная пешка. История названия фигуры пешка. Обсуждение
индивидуальности фигуры.
Практика. Дидактические задания и игры» Перехитри часовых», «Сними часовых»,
«Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя,
пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня,
сложные положения), «Ограничение подвижности».Ладейная, коневая, слоновая,
ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.
Контроль. Практическое задание, педагогическое наблюдение

Тема19.Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона
Практика. Дидактические задания и игры» Перехитри часовых», «Сними часовых»,
«Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя,
пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня,
сложные положения), «Ограничение подвижности».Ладейная, коневая, слоновая,
ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пе
Контроль. Выполнение задания, тестирование, опрос.

Тема 20. Шахматная фигура король.
Теория. Шахматный король. История названия фигуры – король. Обсуждение
индивидуальности фигуры.

Практика. Заучивание стихотворения о шахматном короле, слепить шахматную фигуру
король. Упражнение «Найди и раскрась». Место короля в начальном положении. Ход
короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания и
игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Игра
на уничтожение» (король против короля.Видеозанятие. Чтение отрывка «Шахматный
Король» Кумма А., Рунге С. Упражнение «Найди фигуру». Просмотр мультфильма «О
короле». Игры «Волшебный мешочек», «Белые и черные».
Контроль.Наблюдения, тестирование, Диагностическая беседа, показ
Тема 21. Король против других фигур
Практика. Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых»,
«Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй
фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на
уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король
против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности».
Раздел 3. Тактика игры в шахматы
Тема22.
Теория. Шах, мат, пат, ничья,мат в один ход,длинная и короткаярокировка и ееправила
Практика. Шахферзем,ладьей,слоном,конем,пешкой. защита от шаха шаха. Открытый
шах. Двойной шах.Дидактическиезадания«Шахилинешах»,«Дайшах»,«Пять шахов»,
«Защита от шаха». Дидактическаяигра«Первыйшах».
Контроль.Наблюдения, диагностическая беседа, показ
Тема23. Шах
Теория. Шах, мат, пат, ничья,мат в один ход,длинная и короткаярокировка и ееправила
Практика. Мат ферзем, ладьей, слоном,
конем,пешкой.Матводинход.Матводинходферзем,ладьей,слоном,пешкой(простыеприемы)
. Дидактическиезадания«Матилинемат»,«Мат в один ход».
Контроль.Наблюдения, диагностическая беседа, показ
Тема24. Мат
Теория. Шах, мат, пат, ничья,мат в один ход,длинная и короткаярокировка и ееправила
Практика. Мат в один ход: сложные примеры с
большимчисломшахматныхфигур.Дидактическоезадание «Дайматводинход».
Контроль.Наблюдения, диагностическая беседа, показ
Тема25. Мат
Теория. Шах, мат, пат, ничья,мат в один ход,длинная и короткаярокировка и ееправила
Практика. Мат в один ход: сложные примеры с
большимчисломшахматныхфигур.Дидактическоезадание «Дайматводинход».
Контроль. Диагностическая беседа, показ
Тема26. Ставим Мат
Теория. Шах, мат, пат, ничья,мат в один ход,длинная и короткаярокировка и ееправила
Практика. Мат в один ход: сложные примеры с
большимчисломшахматныхфигур.Дидактическоезадание «Дайматводинход».
Контроль.Диагностическая беседа, показ
Тема27. Ставим Мат
Практика. Мат в один ход: сложные примеры с
большимчисломшахматныхфигур.Дидактическоезадание «Дайматводинход».
Контроль.Наблюдения, диагностическая беседа
Тема28. Ничья, пат
Практика. Дидактическоезадание «Дайматводинход».
Дидактическое задание «Пат или не пат»
Контроль.Тестирование, показ

Тема29. Ничья, пат
Практика. Отличиепатаотмата.Вариантыничьей.Примеры на пат. Практика. Мат в один
ход: сложные примеры с большимчисломшахматныхфигур, длинная и короткаярокировка
и ееправила. Дидактическое задание «Пат или не пат»
Контроль.Наблюдения, тестирование, показ
Тема 30. Рокировка
Практика. Длинная и короткая рокировка. Дидактическое задание «Рокировка»
Тема 31. Рокировка
Практика. Длинная и короткая рокировка. Дидактическое задание «Рокировка»
Контроль. Диагностическая беседа, показ
Тема 32. Шахматная партия.
Практика. Самые общиепредставления о том,как начинатьшахматнуюпартию. Игра
всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать
шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».
Контроль.Наблюдения, показ
Тема 33.Шахматная партия.
Практика. Игра всеми фигурами изначальногоположения.Демонстрациякоротких партий.
Контроль.Наблюдения, диагностическая беседа, показ
Тема 34.Шахматная викторина
Мониторинг
Практика. Повторение программного материала – викторина «В стране шахмат». Игра
всеми фигурами из начального положения.
Контроль.Наблюдения, тестирование, диагностическая беседа, показ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 год обучения
Раздел 1. Повторение основных понятий и правил игры в шахматы
Тема 1. Повторение изученного материала. Мониторинг
Теория. Повторение программного материала, изученного за первый год обучения
Практика. Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мире
шахмат». Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах,
мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального
положения
Контроль.Игра – опрос, тест, наблюдение, зачётный показ
Тема 2. Повторение изученного материала.
Теория. Повторение программного материала, изученного за первый год обучения
Практика. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые
общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один
ход.Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против
целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат».
Игровая практика.
Контроль. Игра – опрос, наблюдение, зачётный показ
Тема 3.Повторение шахматной нотации. Обозначение горизонталей, вертикалей,
полей.
Практика.
Обозначениегоризонталей,вертикалей,полей.Дидактическиеигрыизадания«Назовивертика
ль»,«Назовигоризонталь»,
«Назовидиагональ»,«Какогоцветаполе»,
«Кто быстрее», «Вижу цель». Игроваяпрактика. На этом занятии дети, делая
ход,проговаривают,какаяфигураскакогополянакакоеидет.Например:«Корольсе1–на е2».
Контроль. Игра – опрос, наблюдение, зачётный показ

Тема 4.Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.
Практика. Обозначение шахматных фигур и терминов.Запись начального положения.
Краткаяиполная шахматная нотация. Записьшахматной партии. Игровая практика
(сзаписьюшахматнойпартииилифрагмента
шахматнойпартии).
Контроль. Игра – опрос, наблюдение, зачётный показ
Раздел 2. Ценность шахматных фигур
Тема 5.Сравнительная сила фигур
Теория. Ценность фигур.Сравнительная силафигур. Достижениематериальногоперевеса.
Способызащиты.
Контроль.Игра – опрос, тест, наблюдение
Тема 6.Достижение материального перевеса
Практика. Достижение материального перевеса.Дидактические игры и задания
«Выигрышматериала» (выигрыш пешки). Способызащиты.Дидактическиеигрыизадании
«Защита»(уничтожениеатакующейфигуры, уходиз-подбоя).Игроваяпрактика.
Контроль.Игра – опрос, наблюдение
Тема 7.Способы защиты.
Практика. Достижение материального перевеса.Дидактические игры и задания
«Выигрышматериала» (выигрыш пешки). Способызащиты.Дидактическиеигрыизадании
«Защита»(уничтожениеатакующейфигуры, уходиз-подбоя).Игроваяпрактика.
Контроль.Игра – опрос, наблюдение
Тема 8.Волшебный мир комбинаций
Практика. Защита.Дидактическиеигрыизадания «Защита» (защита атакованной
фигурыдругой своей фигурой, перекрытие,контратака).Игроваяпрактика.
Контроль.Игра – опрос, наблюдение
Раздел 3. Техника матования одного короля
Тема 9.Две ладьи против короля
Практика. Двеладьипротивкороля.Дидактические
игрыизадания«Шахили мат»,«Матили пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В
угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.
Ферзь и ладья против короля. Дидактические игры и задания
Контроль.Игра – опрос, наблюдение
Тема 10. Ферзь и ладья против короля одинокого короля
Практика. Ферзь и король против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат»,
«Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный
Контроль.Игра – опрос, наблюдение
Тема 11.Ферзь и король против короля
Практика. Ладья и король против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат»,
«Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный
король»,
в два
хода».ровая
практика.
король», «ат
«Мат
в два
хода». Игровая
практика.
король»,
«Мат в два
хода».
Игровая практика
Контроль.Игра
– опрос,
наблюдение,
тестирование
Тема 12.Ладья и король против короля
Практика. Ладья и король против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат»,
«Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат в два хода».
Игровая практика.
Контроль.Игра – опрос, наблюдение

Тема 13.Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода
в эндшпиле
Практика. Матовые комбинации. Темы комбинаций.Тема отвлечения. Дидактические
игры изадания«Объявиматвдвахода».Игровая практика.
Контроль.Игра – опрос, наблюдение
Тема 14.Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода
в миттельшпиле
Контроль.Игра – опрос, наблюдение, показ
Теория. Достижение матапутем жертвышахматногоматериала(матовыекомбинации).
Типы матовыхкомбинаций:темы
разрушения
королевскогоприкрытия,отвлечения,завлечения,блокировки,освобожденияпространства,у
ничтожения защитыи др. Шахматныекомбинации,ведущие
кдостижениюматериальногоперевеса.
Комбинации длядостижения ничьей(комбинации навечный шах, патовыекомбинациии
др.).
Практика. Матовыекомбинации.Темазавлечения. Дидактические игры и задания
«Объявиматвдвахода».Игровая
практика
Контроль.Игра – опрос, наблюдение
Тема 15.Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два
хода в дебюте.
Практика. Матовыекомбинации.Темаблокировки. Дидактическиеигрыизадания«Объяви
матвдвахода». Игроваяпрактика
Контроль.Игра – опрос, наблюдение
Тема 16.Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения
Практика. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.
Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.
Контроль.Игра – опрос, наблюдение
Тема 17.Матовые комбинации. Тема завлечения
Практика. Матовыекомбинации.Другиешахматныекомбинацииисочетаниеприемов.
Дидактическиеигрыизадания«Объяви
матвдвахода». Игроваяпрактика.
Контроль.Игра – опрос, наблюдение, показ
Практика. Матовыекомбинации.Другиешахматныекомбинацииисочетаниеприемов.
Дидактическиеигрыизадания«Объяви матвдвахода». Игровая практика
Тема 18.Матовые комбинации. Тема блокировки.
Контроль.Игра – опрос, наблюдение
Тема 19.Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.
Практика. Комбинации, ведущие к
достижениюматериальногоперевеса.Темаотвлечения.Тема завлечения. Дидактические
игры изадания «Выигрыш материала». Игроваяпрактика.
Контроль.Игра – опрос, наблюдение, показ
Тема 20.Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения
защиты. Тема «рентгена».
Практика. Комбинации,ведущиекдостижениюматериального перевеса.
Темауничтожениязащиты.Тема связки.
Дидактические игры и задания «Выигрышматериала».Игровая практика.
Контроль.Игра – опрос, наблюдение, показ
Тема 21.Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание
приемов.

Практика. Комбинации, ведущие к достижениюматериального перевеса.
Темаосвобождения пространства. Темаперекрытия.Дидактические игры
изадания«Выигрышматериала».Игроваяпрактика.
Контроль.Игра – опрос, наблюдение, выборочный показ
Раздел 4.Шахматная комбинация фигур
Тема 22.Итальянская партия
Теория. Рассказ о принципах разыгрывания дебюта на примере «Итальянской партии» с
пояснениями о том, как лучше начинать шахматную партию.
Контроль.Игра – опрос, наблюдение, выборочный показ
Тема 23.Итальянская партия
Практика.Разыгрывание дебюта на примере «Итальянской партии» с пояснениями о
том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода»
Контроль.Игра – опрос, наблюдение, выборочный показ
Тема 24.Сицилийская защита
Теория. Рассказ педагога о принципах разыгрывания дебюта на примере «Сицилианской
защиты» с пояснениями о том, как лучше начинать шахматную партию.
Практика. Дидактическая игра «Два хода»
Контроль.Игра – опрос, наблюдение, выборочный показ
Тема 25.Сицилийская защита
Теория. Разыгрывания дебюта на примере «Итальянской партии» с пояснениями
о том, как лучше начинать шахматную партию.
Практика. Дидактическая игра «Два хода»
Контроль.Игра – опрос, выборочный показ
Тема 26.Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема
освобождения пространства. Тема перекрытия
Теория. Достижение матапутем жертвышахматногоматериала(матовыекомбинации).
Типы матовыхкомбинаций:темы разрушения
королевскогоприкрытия,отвлечения,завлечения,блокировки,освобожденияпространства,у
ничтожения защитыи др. Шахматныекомбинации,ведущие
кдостижениюматериальногоперевеса.
Комбинации длядостижения ничьей(комбинации навечный шах, патовыекомбинациии
др.).
Контроль.Игра – опрос, наблюдение, выборочный показ
Тема 27.Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема
превращения пешки
Практика. Типичные комбинации в дебюте
(болеесложныепримеры).Дидактическиеигрыизадания«Проведикомбинацию».Игровая
практика.
Контроль.Игра – опрос, наблюдение, выборочный показ
Тема 28.Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание
тактических приемов.
Практика. Комбинации,ведущиекдостижениюматериального перевеса.
Темауничтожениязащиты.Тема связки.
Дидактические игры и задания «Выигрышматериала».Игровая практика.
Контроль.Игра – опрос, наблюдение, выборочный показ
Тема 29.Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации
Практика. Комбинации, ведущие к достижениюматериального перевеса.
Темаосвобождения пространства. Темаперекрытия.Дидактические игры
изадания«Выигрышматериала».Игровая практика.

Контроль.Игра – опрос, наблюдение, выборочный показ
Тема 30.Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах
Практика. Типы матовыхкомбинаций:темы
разрушения
королевскогоприкрытия,отвлечения,завлечения,блокировки,освобожденияпространства,у
ничтожения защитыи др. Шахматныекомбинации,ведущие
кдостижениюматериальногоперевеса.
Комбинации длядостижения ничьей(комбинации навечный шах, патовыекомбинациии
др.).
Контроль.Игра – опрос, наблюдение, выборочный показ, тест
Тема 31.Типичные комбинации в дебюте.
Теория. Комбинации, ведущие к достижениюматериального перевеса.
Сочетаниетактических приемов.Дидактическиеигрыизадания«Выигрышматериала».
Контроль.Игра – опрос, наблюдение, выборочный показ
Тема 32.Типичные комбинации в дебюте(более сложные примеры)
Практика. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактические
игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика.
Тема 33.Повторение программного материала. Мониторинг
Практика. Комбинации для достижения ничьей.Комбинациинавечныйшах.
Дидактическиеигрыизадания«Сделай ничью».Игроваяпрактика
Контроль.Игра – опрос, наблюдение, выборочный показ
Контроль.Игра – опрос, наблюдение, выборочный показ
Тема 34.«Шахматный турнир»
Практика. Открытое занятие для родителей «Праздник шахматных фигур»: презентация
достижений детей.
Контроль. Коллективное подведение итогов учебного года.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график на 1год обучения
Год
обучения

Дата
начала
обучения

Дата
окончания
обучения

Всего
учебных
недель

Всего
учебных
дней

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

2022-2023

1.09.2022

31.05.2023

34

34

34

1 раз в
неделю
по 1
занятию

Формы контроля. Система диагностики отслеживания
результативности усвоения обучающимися программы
Формы контроля и диагностики результатов:
- ежедневные наблюдения на занятиях
- контрольные задания
- диагностические срезы, опросы
Формы подведения итогов:

- открытые занятия
- конкурсы
- итоговое занятие
Контроль за освоением программы «Юный шахматист» осуществляется по
результатам педагогических наблюдений в начале и в конце учебного года и
заносится в протокол мониторинга освоения программы.
Педагогическое наблюдение осуществляется по следующим параметрам:
 знание шахматных терминов; знание названий шахматных фигур;
знание правил хода и взятия каждой фигуры;
 умение ориентироваться на шахматной доске;
 умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с
другими фигурами; умение правильно помещать шахматную доску
между партнерами;
 умение правильно расставлять фигуры перед игрой; различать
вертикаль, горизонталь, диагональ;
 умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
Каждый параметр оценивается в баллах:
0 баллов – не знает, не умеет;
1 балл – знает, умеет, но делает ошибки;
2 балла – знает, умеет практически безошибочно.
По сумме баллов за 9 параметров педагог определяет уровень
достижения ребенком ожидаемых результатов, который выражается в
следующих показателях.
Высокий уровень (14-18 баллов): ребенок имеет представление о
«шахматном королевстве». Умеет быстро и правильно находить поля,
вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и
называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия.
Имеет понятие о приѐмах взятия фигур.
Средний уровень (8-13 баллов): ребенок затрудняется в умении быстро и
правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть
их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и
их отличия.
Низкий уровень (0-7 баллов): ребенок не умеет быстро и правильно
находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух.
Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов
шахматных фигур и их отличия.
Анализ результатов мониторинга в целом по группе осуществляется
по следующим параметрам: показатели, наиболее успешно освоенные
детьми; показатели, которые недостаточно освоены детьми; причины
недостаточного уровня освоения отдельных показателей; пути решения.

Подведение итогов реализации программы«Юный шахматист»
осуществляется в форме открытого занятия для родителей «Шахматный
турнир» с демонстрацией достижений ребенка.
Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза
в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной
беседы, так и через решение практических задач Диагностические
мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе
обучения.
К концу первого года обучения ребенок должен знать:
- историю возникновения шахматной игры;
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход,
взятие, стоять под боем,
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- К концу второго года обучения ребёнок должен знать:
- Имена нескольких выдающихся шахматистов
- Шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья,
К концу второго года обучения ребёнок должен уметь:
- разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех
правил игры;
- ставить мат в один ход;
- решать шахматные задачи в 1-2 хода;
-решать элементарные шахматные задачи.
Условия реализации программы:
1. Педагогические технологии, методы, приемы и формы организации
образовательного процесса
Увлечь обучающегося процессом изучения шахматного дела
позволяют использование следующих технологий: развивающее
обучение – при развивающем обучении обучающийся самостоятельно
приобретает какую – либо информацию, самостоятельно приходит к
решению проблемы в результате анализа своих действий игровое
обучение – влияет на формирование произвольности поведения и всех
психических процессов – от элементарных до самых сложных.
Выполняя игровую роль, обучающийся подчиняет этой задаче все свои
сиюминутные действия. В условиях игры они лучше
сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого

эвристическое обучение позволяет подвести обучающихся, с помощью
умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным
усилиям, к самостоятельному мышлению и приобретению новых
знаний.
Методические материалы
Методы, используемые при организации занятий с детьми:
На начальном этапе работы преобладают игровой,
наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию,
поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных
компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При
использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль:
он определяет характер и последовательность игровых и практических
действий.
Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного
образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием
основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и
явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным
формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное
запоминание.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для
того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает
тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий
алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных
направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой
собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
1.
Дидактические игры и задания;
2.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
3.
Практическая игра;
4.
Теоретические занятия, шахматные игры;
5.
Шахматные турниры.
Педагогические технологии, используемые в программе:
- Дифференцированный подход — выделение групп детей по возрастным

особенностям.
- Индивидуальный подход — распределение детей по способностям.
- Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к
уникальности, несхожести, неповторимости.
- Здоровьесберегающие технологии.
Методическое обеспечение Программы:
1. Гришин В., «Малыши играют в шахматы» Г 85 Просвещение, 1991.158с.:
2. Гришин В. «Шахматная азбука» М. Издательство "Физкультура и
спорт". 1972. 59, [1] с., с цв. рис. в тексте.
3. Сухин
И.
Удивительные
приключения
шахматной
доски.
Издательство: Феникс (2004 г.) 320 стр.
4. Сухин
И.
Приключения
в
Шахматной
стране.
Издательства: АСТ, Астрель (2008 г.) 287 стр.
5. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.:
Новая школа, 1994.
6. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский
центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова,
1992
7. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
8. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника
шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Дидактические игры
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из
горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и
т.п.).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий
шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной
доски.
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все
шахматные фигуры, ребенок на ощупь пытается определить, какая фигура
спрятана.
«Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети
должны догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе педагога в один ряд, дети по
очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая
выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди
пытаются угадать, какая фигура загадана.
«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую
высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по
высоте.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к
примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из детей. Если
утверждение верное, то мяч следует поймать.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля,
находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры,
избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая
фигура
ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
Перечень мультфильмов
Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат
Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат.
Художественная литература для детей по шахматной тематике
Булычев К. Сто лет тому вперед.
Велтистов Е. Победитель невозможного.
Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
Крапивин В. Тайна пирамид.
Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
Лагин Л. Старик Хоттабыч.
Надь К. Заколдованная школа.
Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
Раскатов М. Пропавшая буква.
Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
Сухин И. Страна Грез
Томин Ю. Шел по городу волшебник.
Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.
Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
Материально- технические условия:
Оборудовано специальное помещение. Развивающая предметно –
пространственная среда оборудована в соответствии с требованиями. В
помещении имеется: столы, шахматные доски, дидактический материал по
шахматам
- материал из учебника И. Сухина «Шахматы, первый год, или Там клетки
чёрно-белые чудес и тайн полны» (задания и упражнения для детей
дошкольного возраста)
- шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х
детей);
- комплекты шашек;

-демонстрационный материал (шахматная доска с набором
магнитныхшахматные фигуры);
-раздаточный материал (диаграммы по шахматам);
-трафареты шахматных фигур;
-шахматные часы;
-подборка иллюстраций «История шахматных фигур»;
-портреты чемпионов мира по шахматам;
- шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
(вырезанные из старых картонных шахматных досок или изготовленные из
цветной бумаги или картона);
- шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения
шахматной нотации;
- мешочек, сшитый из ткани для игры «Волшебный мешочек»;
- цветные карандаши;
- фломастеры;
- бумага для рисования;
- краски;
- дидактические игры, игрушки.
-шахматные задачи;
-видео материалы по шахматам.
Весь подобранный материал способствует развитию интереса к шахматной
игре, обучению детей шахматам, как в самостоятельной деятельности, так и
во взаимодействии с педагогом. Материал доступен и понятен, всегда в
свободном пользовании детей.
Кадровое обеспечение:
В МДОУ ДС №4 созданы необходимые кадровые условия для реализации
образовательной программы дополнительного образования «Юный
шахматист».
Педагог дополнительного образования имеет необходимые навыки для
преподавания:
 Диплом бакалавра. Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования «Пензенский
государственный технологический университет» 2018 г. 44.03.04.
профессиональное обучение ( по отраслям)
 Удостоверение о повышении квалификации71814 г.Красноярск 14
октября 2021 г. ООО «Центр повышения квалификации и
переподготовки «Луч знаний» по дополнительной профессиональной
программе «Педагог дополнительного образования: современные
подходы к профессиональной деятельности»
 Спортивный разряд и звание: IIIвзрослый 17.03.2012г., приказ № 1125
по МОУ ДОД ДЮСШ
Техническое оснащение процесса:
Ноутбук для просмотра презентаций и другого материала ; мультимедийный

проектор,
Интернет ресурсы: http://www.chess-master.net/articles/3.html
http://www.shahmatik.ru/
http://webchess.ru/ebook/
http://chess555.narod.ru/

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Оценочные материалы

№
п/п

Фамилия,
имя
ребенка

Протокол мониторинга освоения программы «Юный шахматист»

Знание шахматных фигур
Знают
названия
шахматных
фигур и
умеют
отличать друг
от друга

Знают
шахматные
термины

Знают
правила
хода и
взятия
каждой
фигуры

Шахматная доска

Знают, как
правильно
размещать
шахматную
доску
между
партнерами,
расставлять
фигуры
перед игрой

Ориентиру
ются на
шахматной
доске

Шахматная игра

Различают
горизонта
ль,
вертикаль,
диагональ

Умеют
играть по
частям

Умеют
играть
каждой
фигурой
в
отдельно
сти и в
совокуп
ности с
другими
фигурам
и

Умеют
решать
элемента
рны е
шахматн
ые
дебюты

Увлечение
игрой

Уровень
освоения
программы
В. - 14-18 б.,
С. -8-13 б,
Н. – 0-7

Оценка параметров:2 балла - высокий уровень: знает, умеет безошибочно; 1 балл – средний уровень: знает, умеет, но допускает

ошибки; 0 баллов – низкий уровень: не знает, не умеет.

Анализ освоения программы группой:
Показатели, наиболее успешно
освоенные детьми

Показатели, которые
недостаточно освоены детьми

Причины недостаточного
уровня освоения отдельных
показателей

Пути решения

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».