Пояснительная записка
Учебный план разработан для МДОУ ДС № 4 (далее ДОО) в соответствии с п.9 ст.2
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Является локальным нормативным актом, регламентирующим образовательную деятельность
ДОО и, гарантирующим ребенку получение комплекса образовательных услуг. Учебный план
образовательного процесса ДОО на 2024 – 2025 учебный год разработан в соответствии со
следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программах - образовательным программам дошкольного образования»;
Примерной основной образовательной программой дошкольного образования
(одобреной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г., №2/15 и
размещенной в реестре примерных основных общеобразовательных программ на
сайтеМинистерства образования и науки Российской Федерации (http://fgosreestr.ru/ ).
Основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения
до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. , Комаровой, М.А. Васильевой,
прошедшей общественную экспертизу и включенной в Навигатор образовательных
программ дошкольного образования на сайте Федерального государственного
автономного учреждения «Федеральный институт развития образования»
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольныхобразовательных учреждений» от 13.05.2013г.;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта
дошкольного образования»;
Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства
образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249;
Уставом образовательной организации и лицензией на осуществление
образовательной деятельности по программам дошкольного Образования.
Учебный план устанавливает перечень образовательных областей, объем учебного
времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной деятельности с
обучающимися детьми дошкольного возраста, а также комплексирование программ и
технологий, дающее возможность ДОО выстраивать образовательный процесс на
принципах дифференциации и вариативности. В учебном плане ДОУ представлено
распределение объема недельной нагрузки.
В основу учебного плана положен комплексно-тематический принцип
построения образовательного процесса; решения программных образовательных
задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности
дошкольников не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но
и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой
дошкольного образования. Таким образом, непрерывная образовательная
деятельность рассматривается как важная, но не преобладающая форма
организованного обучения детей.
В работе с детьми используются различные формы работы: фронтальная,
подгрупповая, индивидуальная, которые применяются с учетом возраста и уровня
развития ребенка, а также сложности программного и дидактического материала на
основе социо - игровых подходов и интегративной технологии.
Во всех возрастных группах непрерывная образовательная деятельность, требующая
повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится
в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник,
среда). Для профилактики переутомления детей её сочетают с образовательной
деятельностью, направленной на физическое и художественно - эстетическое развитие
детей.
В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений (с учетом видовой принадлежности
учреждения, культурной и демографической специфики, а также климатических
условий, в которых осуществляется образовательный процесс, образовательными
потребностями воспитанников и родителей, традиций и возможностей
педагогического коллектива.
В обязательную часть плана включены пять образовательных области,
обеспечивающиесоциально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественноэстетическое, физическое развитие детей.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений разработан с целью
обеспечения вариативности дошкольного образования за счет привлечения парциальных
образовательных программ, реализации приоритетного направления деятельности
(социально – коммуникативного развития детей), а также регионального компонента.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40%
общего объема Образовательной программы дошкольного образования муниципального
дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 4г.
Белинский Пензенской области.
Режим работы ОО:
- пятидневная рабочая неделя: понедельник-пятница
- режим работы групп: с 7.00 до 19.00 - 12 час.
- суббота, воскресенье и праздничные дни МДОУ ДС №4 не работает.
На 1 сентября 2024 г. в ДОО сформировано 6 возрастных групп:
4 - общеразвивающей направленности,
2 - коррекционной направленности, укомплектованных в соответствии с
возрастными показателями:
Возрастные группы
Группа «Сказка»
(от 1,5 до 3 лет)
Группа «Почемучки»
(от 1,5 до 3 лет)
Группа «Капитошка»
(от 3 до 4 лет)
Группа «Звездочки»
(от 4 до 5 лет)
Группа «Солнышко»
(от 5 до 6 лет)
Группа «Ручеек»
(от 5 до 7 лет)
Продолжительность
учебного года
34 учебные недели
Начало и окончание
01.09.2023-31.05.2024
С 01 июня 2025 года по 31 августа 2025 года - летний оздоровительный период, во
время которого с детьми проводятся организованные формы работы физической и
художественно-эстетической направленности, развлечения, тематические досуги,
проектная деятельность в рамках тематических недель, в соответствии с направлениями
развития детей дошкольного возраста. В летний период не предусмотрено проведение
непрерывной образовательной деятельности.
Возрастные образовательные нагрузки
Организация непрерывной образовательной деятельности (далее НОД)
в соответствии с учебным планом ДОО
Возрастная
группа
Недельная
образовательная
нагрузка
(Количество НОД)
Продолжительность
НОД
(минут)
Первая младшая
группа
от 2 до 3 лет
10
10
Вторая младшая
группа
от 3 до 4 лет
10
15
Средняягруппа
от 4 до 5 лет
10
20
Старшая группа
от 5 до 6 лет
15
25
Подготовитель
ная группа
от 6 до 7 лет
15
30
Примечание
В середине времени,
отведенного на НОД
статического
характера, проводят
физкультминутку.
Перерывы между
периодами НОД – не
менее 10 минут.
НОД, требующая
повышенной
познавательной
активности и
умственного
напряжения детей,
проводится в 1-ю
половину дня и дни
наиболее
высокой
работоспособности
(вторник, среду). Для
профилактики
утомления детей она
сочетается с НОД,
направленной на
физическоеи
художественно эстетическое
развитие детей
С детьми
от 2 до 3 лет
проводится по две
НОД в день по
подгруппам и
фронтально
(Музыка)
Общая
продолжительность
НОД в первую
половину дня
составляет
30 и 40 минут
соответственно.
Форма организации
фронтальная
Общая
продолжительность
НОД в первую
половину дня
составляет
1 час. 15 мин.
Форма организации
НОД
фронтальная
Общая
продолжительность
НОД в первую
половину дня
составляет
1 час. 30 мин.
Форма организации
НОД
фронтальная
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки в младшей группе
(дети 4-го года жизни) – 2 часа 30 мин., в средней группе (дети 5-го года жизни) – 3 часа 20
мин., в старшей группе (дети 6-го года жизни) – 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети
7-го года жизни) – 7 часов 30 мин.
Расписание образовательной деятельности включает следующие виды детской
деятельности и их периодичность
Группа
раннего
возраста
Виды организованной
деятельности
Группа
раннего
возраста
2 младшая
группа
Средняя
группа
Старшая группа
общеразв.
комбинир.
общеразв.
напр.
напр.
напр.
1.Обязательная часть
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
Подготовительная
к школе группа
комбинир.
напр.
общеразв.
напр.
Программа предполагает организацию данной деятельности за рамками непрерывной
образовательной деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формирование элементарных
математических представлений
Познавательное развитие
1 раз
в неделю
1 раз
в неделю
1 раз
в неделю
1 раз
в неделю
1 раз
в неделю
2 раза
в неделю
1 раз
в 2 недели
-
1 раз
в неделю
-
2 раза
в неделю
-
1 раз
в неделю
-
1 раз
в неделю
-
-
-
Расширение ориентировки в
окружающем и развитие речи
Со строительным материалом
3-10мин
3-10мин
1 раз
в 2 недели
-
1-6мин
1-6мин
-
-
-
-
-
-
С дидактическим материалом
2-6мин
2-6мин
-
-
-
-
-
-
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие речи
-
1 раз
в неделю
-
1 раз
в неделю
-
-
Развитие речи и обучение грамоте
-
-
-
-
1 раз
в неделю
1 раз
в 3 недели
1 раз
в неделю
1 раз
в неделю
1 раз
в неделю
1 раз
в неделю
-
-
-
-
2 раза
в неделю
2 раза
в неделю
1 раз
в 2 недели
1 раз
в 2 недели
2 раза
в неделю
1 раз
в 3 недели
1 раз
в 3 недели
2 раза
в неделю
1 раз
в 2 недели
1 раз
в 2 недели
2 раза
в неделю
1 раз
в неделю
1 раз
в неделю
2 раза
в неделю
1 раз
в 2 недели
1 раз
в 2 недели
2 раза
в неделю
1 раз
в неделю
1 раз
в неделю
2 раза
в неделю
3 раза
в неделю
-
3 раза
в неделю
-
3 раза
в неделю
-
3 раза
в неделю
-
2 раза
в неделю
-
2 раза
в неделю
-
2 раза
в неделю
-
-
Аппликация
Музыка
-
-
2 раза в
неделю
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
Рисование
Лепка
-
2 раза
в неделю
.
Образовательная область «Физическое развитие»
Физическая культура
Развитие движений
2 раза в
неделю
2 раза в
неделю
3 раза
в неделю
-
3 раза
в неделю
-
Коррекционное направление
Формирование навыков звукового
анализа и синтеза, обучение
элементам грамоты
Формирование лексикограмматического строя речи и
связной речи
Психолого-педагогическое
занятие
«Моя Родина – мой край»
Длительность
Количество
Максимально
допустимый объем недельной
образовательной нагрузки
-
-
-
-
-
В режимных моментах
-
1 раз
в неделю
1 раз
в неделю
1 раз
1 раз
в неделю
в неделю
2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Приоритетное направление «Краеведение» «Моя Родина – мой край»
1 раз
1 раз
1 раз
в 2 недели
в 2 недели
в неделю
25мин
10 мин
10 мин
15мин
20мин
10
10
-
2 раза
в неделю
1 раз
в неделю
1 раз
в неделю
1 раз
в неделю
30мин
10
10
15
15
2ч. 30мин
3ч. 20 мин
6ч. 15 мин
7ч. 30мин
Общественно полезный труд детей старшей и подготовительной группе проводится в
форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе
(сервировка столов, помощь в подготовке к различным видам деятельности). Его
продолжительность не более 20 мин. в день.
С детьми от 3 лет ОД по физическому развитию осуществляется 3 раза в неделю в
помещении. Ее длительность соответствует возрасту. Со старшей группы (5-7 лет) – 3-е НОД
проводится на улице во время прогулки. Ее проводят только при отсутствии у детей
медицинских показаний и наличии у детей одежды, соответствующей погодным условиям.
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Вид
Периодичность в неделю
деятельности
Первая
Вторая
Средняя
Старшая
Подготовите
младшая
младшая
группа
группа
льная
группа
группа
(от 4 до 5 лет) (от 5 до 6лет)
группа
(от 2 до 3лет) (от 3 до 4лет)
(от 6 до 7 лет)
Чтение
художественной
литературы
Конструктивно
- модельная
деятельность
Игровая
деятельность
Общение при
проведении
режимных
моментов
Дежурства
Прогулки
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
Общий объем самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям
действующихСанПиН (3-4 часа в день для всех возрастных групп).
Самостоятельная игра, познавательно-исследовательская деятельность, самостоятельная
деятельность детей в центрах развития проводится ежедневно во всех группах.
Модель организации образовательного процесса
Совместная образовательная деятельность
Самостоятельная
педагога с детьми с учетом интеграции
деятельность по
образовательных областей (групповая,
выбору детей
подгрупповая, индивидуальная)
(подгрупповая,
В различных видах
В режимных
индивидуальная)
деятельности
моментах
Двигательная:
подвижные, спортивные
игры, игры с правилами,
физические упражнения,
соревнования, спортивные
праздники.
Утро, гимнастика,
подготовка к
питанию, питание
(завтрак, обед,
полдник, ужин),
подготовка к
Организация
предметнопространственной
развивающей среды
для самостоятельной
игровой,
Взаимодействие с
родителями
социальными
партнерам по
реализации
образовательной
программы
Формы
взаимодействия:
психологопедагогическое
просвещение
родителей, обмен
Игровая:
Сюжетные игры, игры с
правилами.
Коммуникативная:
беседа, ситуативный
разговор, речевая
ситуация, составление и
разгадывание загадок,
словесные, сюжетные
игры, игры с правилами
Трудовая: совместные
действия, дежурство,
поручение, задание,
реализация проекта.
Познавательноисследовательская:
наблюдение, экскурсия,
решение проблемных
ситуаций,
экспериментирование,
коллекционирование,
моделирование,
реализация проекта, игры с
правилами.
Продуктивная:
рисование, лепка,
аппликация, реализация
проектов.
Музыкальнохудожественная:
слушание, исполнение,
импровизация, подвижные,
музыкальнодидактические игры.
Чтение: слушание, чтение,
обсуждение, разучивание.
прогулке, прогулка
двигательной,
подготовка ко сну,
продуктивной,
гимнастика после
трудовой,
сна. В каждом
познавательнорежимном моменте исследовательской,
определяется
музыкальносодержание работы,
художественной
основные приемы
деятельности и др.
по реализации
детей. Указываются
задач
цель создания
образовательных
условий для
областей
подгрупповой и
(индивидуально, в
индивидуальной
подгруппах).
деятельности детей
образовательная
область, интеграция
областей.
опытом,
совместное
творчество детей и
взрослых,
совместные игры,
упражнения,
проекты. И т.д.