ДОП Ступеньки

Пояснительная записка
Старший дошкольный возраст является одним из значимых периодов для всего
дальнейшего интеллектуального развития человека, поскольку именно в этот отрезок
времени происходит переход с образного мышления на словесное, сопровождающееся
закладкой всех логических процессов, навыков анализа и синтеза. Это благоприятный
период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений.
Поэтому дошкольное обучение и воспитание является традиционным и развитым
направлением педагогики и психологии. Однако обучение в дошкольном возрасте
имеет свою ярко выраженную специфику. Ребенок в этом возрасте уже может учиться
по программе взрослого (учителя), однако лишь в меру того, насколько программа
учителя становится его собственной программой, т. е. насколько он принимает ее.
Поэтому формы и методы обучения в дошкольном возрасте связаны с игрой и
предметной деятельностью.
Актуальность
Обучение в школе – это переломный момент в жизни ребенка. С него начинается
новый этап в его развитии. Меняются образ жизни ребенка, условия его деятельности,
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. И очень часто причиной
неуспеваемости, повышенной тревожности и школьных неврозов является
неготовность ребенка к систематическому школьному труду. Для того чтобы снизить
уровень трудностей адаптационного периода, необходимо изменить целевые
ориентиры образовательной деятельности в процессе дошкольной подготовки.
А это значит, что для успешного обучения детей в школе важна, как:
- психологическая готовность ребенка (познавательный интерес, определенный
уровень развития мышления, внимания, памяти, речи, коммуникативных и творческих
способностей, навыков самоконтроля), так и содержательная - по основным
дисциплинам (обучение грамоте и др.);
- эмоционально-волевая готовность — адекватное ситуации эмоциональное
реагирование, определенный уровень произвольности психических процессов
(способность выполнять работу по инструкции и образцу, умение управлять собой,
вести себя в соответствии с ситуацией);
- личностная готовность — понимание новой социальной позиции, наличие мотивов
для учения, желание учиться, интерес к учебным занятиям, умение ориентироваться
на заданную систему требований, правил поведения; способность работать в группе
сверстников и устанавливать контакт со взрослыми.
Для решения этих проблем создана дополнительная общеразвивающая программа
«Ступеньки», которая имеет социально-гуманитарную направленность.
Осваивая программу подготовки к школе, дети не только приобретают необходимые
знания, умения и навыки, но и учатся жить в коллективе, выполнять задания
взрослого, контролировать свои действия. Изучение алфавита, слогового способа
чтения – этого, содержание обучения, которым в соответствии с требованиями
сегодняшнего времени овладевают дети с помощью образовательной программы
«Ступеньки».

Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми
документами по дошкольному воспитанию:
 федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018
года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября
2015 года № 09-3242 «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ»;
 распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 №
1729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
 распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
 санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.3648-20 от
28 сентября 2020 года N 28."Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей".
- Иными законодательными и нормативными правовыми актами РФ и Пензенской
области, муниципальными правовыми актами города Белинского, международными
актами в области защиты прав ребенка, решениями и приказами соответствующего
государственного органа, осуществляющего управление в сфере дополнительного
образования .
Программа предусматривает возможность учета региональных, национальных,
этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических,
физических особенностей детей дошкольного возраста. Работа с детьми строится на
взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и
тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении –
индивидуальный
подход,
удовлетворяющий
требованиям
познавательной
деятельности ребенка.
Направленность
Программа «Ступеньки» социально-гуманитарной направленности. В ходе её
реализации происходит овладение навыками уверенного слогового чтения, умения
безошибочно составлять звуковые схемы слов, иметь развитый фонематический слух .
Новизна программы состоит в том, что она построена в соответствии с основными
принципами дифференцированной теории для работы с дошкольниками (подготовка к
обучению грамоте, развитие всех психических процессов).

Целесообразность
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в последние годы
возросла потребность в эффективных методах воспитания и образования детей
дошкольного возраста.
Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т.к.
читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят
адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности
в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и
умений.
Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и
обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе
реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игровая,
продуктивная (изобразительная), познавательная, развивающие упражнения, с
помощью которых дети научатся читать, писать, объяснять свои действия, строить
умозаключения, получат много интересной познавательной информации об
окружающей действительности, что будет способствовать развитию мышления и речи.
Адресат программы
Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 5-7
лет.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 2 года
На полное освоение программы требуется 68 часов.
Формы обучения
Форма обучения – очная.
Формы и методы, используемые при реализации программы.
При отборе методов и приемов обучения педагог учитывает не только возрастные
возможности, но и особенности и индивидуальные способности каждого ребенка.
Реализация такого подхода влияет на повышение эффективности обучения.
При освоении программы используются различные методы и приемы обучения:
Словесные: рассказ, беседа, словесные игры.
Приемы: указание, объяснение, педагогическая оценка.
Наглядные: наблюдение, работа с предметными и сюжетными картинками,
фотографиями, таблицами, логическими цепочками (картинки), рабочими тетрадями
на печатной основе; заучивание стихотворений с опорой на картины.
Приемы: разъяснение, пояснение, показ образца.

Практические: упражнение, игровой метод (определение количества звуков в слове,
на местонахождение звука в слове, составление звуко-буквенных схем, на развитие
логического мышления, на развитие грамотной речи; ассоциативные упражнения;
тесты, на понятийное мышление, воображение, логическое мышление, внимание;
ориентировка на плоскости, выполнение арифметических действий, графические
диктанты, штриховки и т.д.)
Организационная структура занятий предоставляет обучающимся детям возможность
для самореализации. Последовательность занятий построена таким образом, что
ребенок оказывается постоянно в игровой учебной ситуации проблемно-поискового
характера.
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по
закреплению этого материала.Игровой сюжет занятия всегда различен, но структура
занятия едина. Начинается оно с представления детям изучаемого звука:
• представление звука:
• соотнесение с каким-либо неречевым звуком;
• знакомство с артикуляционным укладом при его произнесении;
• характеристика звука: гласный или согласный (звонкий или глухой, твердый или
мягкий»;
• выделение звука на слух из рада звуков, из слов, в дальнейшем — из предложений.
Далее идет знакомство с буквой:
• закрепление образа буквы, которая стилизована (врисована в какой-нибудь предмет);
• сравнение образа изучаемой буквы с ранее изученными буквами, близкими по
написанию;
• чтение слогов и слов с этой буквой;
• применение разных способов чтения (чтение по ступенькам, по веревочке, по горкам
и т.д.).
Далее идут игры и упражнения для развития звукобуквенного анализа и синтеза,
слогового анализа и синтеза, для развития фонематического слуха и фонематического
восприятия, зрительного и слухового внимания и восприятия, для развития связной
речи и обогащения словарного запаса.
Каждый ребенок, участвует в работе по выполнению предложенного игрового
задания, рассказывает о ходе выполнения задания.
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность Программы:
Программа носит ярковыраженный развивающий характер. Новые понятия и
представления дети приобретают в различных видах деятельности. Данная Программа
представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный
курс, объединяющий все основные направления, развивающиенеобходимые качества,
навыки, стимулирующие познавательные интересы.

Особенности организации образовательного процесса
Набор детей в объединение – свободный. Программа предусматривает
индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 12
человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 68 часов.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 25-30 минут для
детей 5-7 лет, с обязательным включением физкультминуток или игр малой
подвижности.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Цели и задачи программы
Цель:формирование навыков слогового чтения, развитие графомоторных навыков
Обучение детей осмысленному и осознанному чтению.
Задачи:
Обучающие:
 Поэтапное обучение детей чтению.
Развивающие:
 Развитие логического и ассоциативного мышления, зрительного и слухового
внимания, памяти;
 фонематического слуха и восприятия:
 Развитие навыков плавного слогового чтения.
 Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.
Воспитательные:
 Формирование мотивации к обучению,
 желание помочь другому (животному или сказочному персонажу),
 прививать интерес к чтению.
 выработка у детей волевых качеств.

Ожидаемые результаты освоения Программы:
1. У ребенка сформированы навык послогового чтения в объёме, необходимом для
последующего успешного включения ребёнка в образовательный процесс школы.
2. У ребенка сформировались такие элементы учебной деятельности как умение
действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия.

3. У ребенка рука подготовлена к письму (развита мелкая моторика руки) в объёме,
необходимом для последующего успешного включения ребёнка в образовательный
процесс школы.
4. У детей созданы условия для дальнейшего развития слухового, зрительного внимания;
слуховой и зрительной памяти; произвольности внимания и самоконтроля в объёме,
необходимом для последующего успешного включения ребёнка в образовательный
процесс школы.
Программа представлена
Программа состоит из двух модулей: стартовый и базовый
Модуль «Стартовый» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной
речи, особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в
школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание
уделяется развитию фантазии, воображения,словесного творчества ребенка.
Цель: сформировать предпосылки дошкольника к слоговому чтению
Задачи раздела:
˗формировать слоговой способ чтения;
- обогащать словарный запас;
˗развивать связную речь, развивать у ребенка интерес к слову и его точному и
правильному употреблению.
˗формировать навыки самостоятельного письма печатными буквами;
˗создавать условия для формирования у детей устойчивой мотивации к овладению
навыками письма, вызывая чувство удовлетворения от работы;
˗развивать абстрактное мышление у детей, формируя навыки работы со знаками
(буквами) – символами;
˗воспитывать усидчивости, добросовестность, аккуратность;
˗вырабатывать у детей положительное отношение к письму, подвести их к осознания
того, что «писать красиво – легко и приятно»;
˗ воспитывать любовь и уважение к родному языку: его богатству, красоте,
гармоничности.
Учебный материал для детей позволяет им усвоить зрительный образ каждой
печатной буквы, различать буквы, похожие по начертанию, и не смешивать их;
развивает умения слогового чтения. Основными в системе подготовки руки к письму
являются два упражнения - обведение по контуру и штриховка в разных
направлениях.
На занятиях вводятся понятия слово, предложение, гласные и согласные буквы. Дети
учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, подбирать слова на
заданную букву, (показывать гласные и согласные буквы, количество слогов,).

Ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, обведение по
контуру, штриховка в разных
направлениях).
Ожидаемые результаты.
В конце реализации «Стартового» будут знать:
˗ буквы;
˗ сочетание гласных и согласных;
Будут уметь:
˗ находить слова с определенной буквой;
˗ правильно держать шариковую ручку и карандаш;
˗ обводить, штриховать и соединять;
- ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
Содержание программы
Учебный план
1 модуль

№
№
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Разделы, и темы
«Страницы для умных и сообразительных»
Буква А.
Буква Б. Ориентировка в пространстве
Буква В. Классификация предметов
Буква Г.
Буква Д .
Буква Е. Ориентирование на плоскости
Буква Ё . Понятие «ритм»
Буква Ж .
Буква З .
Буква И.
Буква К.
Буква Л.
Буква М.
Буква Н.
Буква О .
Буква П.
Буква Р.
Буква С.
Буква Т.
Буква У.
Буква Ф.
Буква Х.
Буква Ц.

Количество часов
Всего
Теория Практика
5/6ч=15 мин
1/6 ч =10м
1
5/6ч=15 мин
1/6 ч =10м
1
5/6ч=15 мин
1/6 ч =10м
1
5/6ч=15 мин
1/6 ч =10м
1
5/6ч=15 мин
1/6 ч =10м
1
5/6ч=15 мин
1/6 ч =10м
1
5/6ч=15 мин
1/6 ч =10м
1
5/6ч=15 мин
1/6 ч =10м
1
5/6ч=15 мин
1/6 ч =10м
1
5/6ч=15 мин
1/6 ч =10м
1
5/6ч=15 мин
1/6 ч =10м
1
5/6ч=15 мин
1/6 ч =10м
1
5/6ч=15 мин
1/6 ч =10м
1
5/6ч=15 мин
1/6 ч =10м
1
5/6ч=15 мин
1/6 ч =10м
1
5/6ч=15 мин
1/6 ч =10м
1
5/6ч=15 мин
1/6 ч =10м
1
5/6ч=15 мин
1/6 ч =10м
1
5/6ч=15 мин
1/6 ч =10м
1
5/6ч=15 мин
1/6 ч =10м
1
5/6ч=15 мин
1/6 ч =10м
1
5/6ч=15 мин
1/6 ч =10м
1
5/6ч=15 мин
1/6 ч =10м
1
5/6ч=15 мин
1/6 ч =10м
1

Буква Ч .
Буква Ш.
Буква Щ.
Буква ь, ъ.
Буква Ы.
Буква. Э
Буква Ю.
Буква Я.
Викторина «Умники и умницы»
Закрепление пройденного материала.
34 «Страницы для самых умных и
сообразительных»
Итого часов
25
26
27
28
29
30
31
32
33

№
п\
п

Раздел

34

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1/6 ч =10м

5/6ч=15 мин

1/6 ч =10м

5/6ч=15 мин

1/6 ч =10м

5/6ч=15 мин

1/6 ч =10м

5/6ч=15 мин

1/6 ч =10м

5/6ч=15 мин

1/6 ч =10м

5/6ч=15 мин

1/6 ч =10м

5/6ч=15 мин

1/6 ч =10м

5/6ч=15 мин

1/6 ч =10м

5/6ч=15 мин

1

1/6 ч =10м

5/6ч=15 мин

6

28

Содержание программы модуль 1 «Стартовый»
Тема
Задачи
Содержание

СЕНТЯБРЬ
1 Занятие
1

«Страницы
для умных и
сообразитель
ных»

2 Занятие
2

Буква А.

3 Занятие
3

Буква Б.
Ориентировк
ав
пространстве

Знакомство
детей
с - Пальчиковая
правилами поведения на гимнастика
занятии.
- д\и «Внимательные
Скрытое тестирование.
ушки»
- д\и «Зоркие глазки»
- д\и Знайка»
- физкультминутка
«Осень»
- упр. «Умелые
пальчики»
- работа в тетради
 познакомить с буквой А ; Теория: знакомство с
буквой А.
 формировать навык
Практика: печатание
подбора слов,
Аа, нахождение её в
начинающихся А
словах
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в чтении
буквы;
 развивать тонкую
моторику рук и
графомоторные навыки;
 познакомить с буквой Б ; Теория: знакомство с
буквой Б.
 формировать навык
Практика: печатание
подбора слов,
Бб, нахождение её в
начинающихся Б

4 Занятие
4

Буква В.
Классификац
ия предметов

1

Занятие
5

Буква Г.

2

Занятие
6

Буква Д .

3

Занятие
7

Буква Е.
Ориентир
ование на
плоскости

 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в чтении
буквы;
 формировать навык
слогослияния;

словах

 познакомить с буквой В ;
 формировать навык
подбора слов,
начинающихся В
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в чтении
буквы;
 формировать навык
слогослияния;

Теория: знакомство с
буквой В.
Практика: печатание
Вв, нахождение её в
словах

ОКТЯБРЬ
 познакомить с буквой Г ;
 упражнять навык
подбора слов,
начинающихся Г
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в чтении
буквы;
 Формировать навык
слогослияния;
 познакомить с буквой Д ;
 упражнять навык подбора
слов, начинающихся Д
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в чтении
буквы;
 формирование навыка
слогослияния;
 развивать тонкую
моторику рук и
графомоторные навыки;
 познакомить с буквой Е;
 упражнять навык подбора
слов, начинающихся Е
 закрепить графический

Теория: знакомство с
буквой Г.
Практика: печатание
Гг, нахождение её в
словах

Теория: знакомство с
буквой Д.
Практика: печатание
Дд, нахождение её в
словах - д\и
«Почитай-ка»
работа в тетраи

Теория: знакомство с
буквой Е.
Практика: печатание
Ее, нахождение её в

4

Занятие
8

Буква Ё .
Понятие
«ритм»

1

Занятие
9

Буква Ж .

2

Занятие
10

Буква З .

3

Занятие Буква И.

образ буквы;
 упражнять в чтении
буквы;.
 развивать тонкую
моторику рук и
графомоторные навыки;
 познакомить с буквой Е ;
 упражнять навык подбора
слов, начинающихся Е
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в чтении
буквы;
 развивать тонкую
моторику рук и
графомоторные навыки;
 упражнять в
выкладывании орнамента
НОЯБРЬ
 познакомить с буквой Ж ;
 упражнять навык
подбора слов,
начинающихся Ж
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в чтении
буквы;
 Формировать навык
слогослияния;
развивать
тонкую
моторику
рук
и
графомоторные навыки;
 познакомить с буквой З ;
 упражнять навык
подбора слов,
начинающихся З
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в чтении
буквы;
 формировать навык
слогослияния;
 развивать тонкую
моторику рук и
графомоторные навыки;
 познакомить с буквой И ;

словах

Теория: знакомство с
буквой Ё.
Практика: печатание
Ёё, нахождение её в
словах

Теория: знакомство с
буквой Ж.
Практика: печатание
Жж, нахождение её в
словах

Теория: знакомство с
буквой З.
Практика: печатание
Зз, нахождение её в
словах

Теория: знакомство с

11

4

Занятие
12

Буква К.

1

Занятие
13

Буква Л.

2

Занятие
14

Буква М.

 упражнять навык
подбора слов,
начинающихся И
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в чтении
буквы;
 формировать навык
слогослияния;
 развивать тонкую
моторику рук и
графомоторные навыки;
 познакомить с буквой К ;
 упражнять навык
подбора слов,
начинающихся К
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в чтении
буквы;
 Формировать навык
слогослияния
развивать
тонкую
моторику
рук
и
графомоторные навыки;
ДЕКАБРЬ

буквой И.
Практика: печатание
Ии, нахождение её в
словах

 познакомить с буквой Л ;
 упражнять навык
подбора слов,
начинающихся Л
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в чтении
буквы;
 Формировать навык
слогослияния;
развивать
тонкую
моторику
рук
и
графомоторные навыки;
 познакомить с буквой М ;
 упражнять навык
подбора слов,
начинающихся М
 закрепить графический
образ буквы;

Теория: знакомство с
буквой Л.
Практика: печатание
Лл, нахождение её в
словах

Теория: знакомство с
буквой К.
Практика: печатание
Кк, нахождение её в
словах

Теория: знакомство с
буквой М.
Практика: печатание
Мм, нахождение её в
словах

3

Занятие
15

Буква Н.

4

Занятие
16

Буква О .

1

Занятие
17

Буква П.

 упражнять в чтении
буквы;
 Формировать навык
слогослияния;
развивать тонкую
моторику рук и
графомоторные навыки;
 познакомить с буквой Н ;
 упражнять навык
подбора слов,
начинающихся Н
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в чтении
буквы;
 Формировать навык
слогослияния;
 развивать тонкую
моторику рук и
графомоторные навыки;
 познакомить с
арифметическим
действием сложение
 познакомить с буквой О ;
 упражнять навык
подбора слов,
начинающихся О
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в чтении
буквы;
 Формировать навык
слогослияния;
 развивать тонкую
моторику рук и
графомоторные навыки;
ЯНВАРЬ
 познакомить с буквой П ;
 упражнять навык
подбора слов,
начинающихся
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в чтении
буквы;

Теория: знакомство с
буквой Н.
Практика: печатание
Нн, нахождение её в
словах

Теория: знакомство с
буквой О.
Практика: печатание
Оо, нахождение её в
словах

Теория: знакомство с
буквой П.
Практика: печатание
Пп, нахождение её в
словах

2

Занятие
18

Буква Р.

3

Занятие
19

Буква С .

4

Занятие
20

Буква Т.

 Формировать навык
слогослияния;развивать
тонкую моторику рук и
графомоторные навыки;
 познакомить с буквой Р ;
 упражнять навык
подбора слов,
начинающихся Р
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в послоговом
чтении коротких слов;
развивать тонкую
моторику рук и
графомоторные навыки;
 познакомить с буквой С ;
 упражнять навык
подбора слов,
начинающихся С
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в послоговом
чтении коротких слов;
развивать тонкую
моторику рук и
графомоторные навыки
 познакомить с буквой Т ;
 упражнять навык
подбора слов,
начинающихся Т
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в послоговом
чтении коротких слов;
 Формировать навык
слогослияния;
развивать тонкую
моторику рук и
графомоторные навыки
познакомить с понятием
числовой ряд. Закрепление
навыков счета в прямом и
обратном направлении.
ФЕВРАЛЬ

Теория: знакомство с
буквой Р.
Практика: печатание
Рр, нахождение её в
словах

Теория: знакомство с
буквой С.
Практика:
печатаниеСс,
нахождение её в
словах

Теория: знакомство с
буквой Т.
Практика: печатание
Тт, нахождение её в
словах

1

Занятие
21

Буква У.

2

Занятие
22

Буква Ф .

3

Занятие
23

Буква Х.

 познакомить с буквой У ;
 упражнять навык
подбора слов,
начинающихся
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в послоговом
чтении коротких слов;
 развивать тонкую
моторику рук и
графомоторные навыки
 закрепление навыков
счета в прямом и
обратном направлении,
формировать навыка
решения стихотворных
задач.
 познакомить с буквой Р
 упражнять навык
подбора слов,
начинающихся
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в послоговом
чтении коротких слов;
 развивать тонкую
моторику рук и
графомоторные навыки
 познакомить с буквой Х ;
 упражнять навык
подбора слов,
начинающихся
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в послоговом
чтении коротких слов;
 познакомить с цифрой и
числом;
 упражнять в соотношение
числа и количества
предметов;
 закрепить графический
образа цифры.
развивать тонкую
моторику рук и
графомоторные навыки

Теория: знакомство с
буквойУ.
Практика: печатание
Уу, нахождение её в
словах

Теория: знакомство с
буквой Ф.
Практика: печатание
Фф, нахождение её в
словах

Теория: знакомство с
буквой Х.
Практика: печатание
Хх, нахождение её в
словах

4

Занятие
24

Буква Ц.

МАРТ
1 Занятие
25

Буква Ч .

Занятие
26

Буква Ш.

2

 познакомить с буквой Ц ;
 упражнять навык
подбора слов,
начинающихся
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в послоговом
чтении коротких слов;
 развивать тонкую
моторику рук и
графомоторные навыки
 формирование навыка
ориентирования во
времени (месяцы, дни
недели). Логические
задачи: нахождение
отличий.

Теория: знакомство с
буквой Ц.
Практика: печатание
Цц, нахождение её в
словах

 познакомить с буквой Ч ;
 упражнять навык
подбора слов,
начинающихся
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в послоговом
чтении коротких слов;
развивать тонкую
моторику рук и
графомоторные навыки
 познакомить с буквой Р ;
 упражнять навык
подбора слов,
начинающихся
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в послоговом
чтении коротких слов;

Теория: знакомство с
буквой Ч.
Практика: печатание
Чч, нахождение её в
словах

развивать тонкую
моторику рук и
графомоторные навыки
знакомить смоделями
геометрических фигур.
Упражнять в решение
логических задач.

Теория: знакомство с
буквой Ш.
Практика: печатание
Шш, нахождение её в
словах

3

Занятие
27

Буква Щ.

4

Занятие
28

Буква ь, ъ.

 познакомить с буквой Щ
 упражнять навык
подбора слов,
начинающихся
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в послоговом
чтении коротких слов;
 развивать тонкую
моторику рук и
графомоторные навыки
 познакомить с буквами
Ь,Ъ ;
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в послоговом
чтении коротких слов;
 развивать тонкую
моторику рук и
графомоторные навыки

Теория: знакомство
Щщ
, нахождение её в
словах

Теория: знакомство с
буквой ь,ъ.
Практика: печатание
ь,ъ, нахождение их в
словах

АПРЕЛЬ
1

Занятие Буква Ы.
29

 познакомить с буквой Ы ;
 упражнять навык
подбора слов,
начинающихся Ы
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в послоговом
чтении коротких слов;
 Формировать навык
слогослияния;

Теория: знакомство с
буквой ы.
Практика: печатание
ы, нахождение её в
словах

развивать тонкую
моторику рук и
графомоторные навыки
2

Занятие Буква. Э
30

 познакомить с буквой Э ;
 упражнять навык
подбора слов,
начинающихся Э
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в
послоговомчтении
коротких слов;

Теория: знакомство с
буквой Э.
Практика: печатание
Ээ, нахождение её в
словах

3

Занятие
31

Буква Ю.

4

Занятие
32

Буква Я.

Занятие Викторина
«Умники и
33
умницы»
Закрепление
пройденного
материала.
Занятие «Страницы
для самых
34
умных и
сообразител
ьных»

 познакомить с
геометрическими телами;
 развивать тонкую
моторику рук и
графомоторные навыки
 познакомить с буквой Ю;
 упражнять навык
подбора слов,
начинающихся Ю
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в послоговом
чтении коротких слов;
 Формировать навык
слогослияния;
 развивать тонкую
моторику рук и
графомоторные навыки
 познакомить с буквой Я ;
 упражнять навык
подбора слов,
начинающихся Я
 закрепить графический
образ буквы;
 упражнять в послоговом
чтении коротких слов;
развивать тонкую
моторику рук и
графомоторные навыки
МАЙ
 закреплять послоговое
чтение коротких слов и
предложений;
 развивать тонкую
моторику рук и
графомоторные навыки
Итоговое скрытое
тестирование

Теория: знакомство с
буквой Ю.
Практика: печатание
Юю, нахождение её в
словах
.

Теория: знакомство с
буквой Я.
Практика: печатание
Яя, нахождение её в
словах

Практика6послоговое
чтение

индивидуальные
задания на выявление
ЗУН

По окончанию модуля «Стартовый» ребенок приобретает следующие знания и
умения:
- различает понятия «звук», «буква», «слог», «слово»

- знает буквы русского алфавита
- сливает буквы в слоги открытого и закрытого типа
- умеет писать буквы и слоги, слов
Модуль 2 « Базовый»
Цель: сформировать навыки дошкольника к осознанному беглому чтению
Задачи модуля:
˗формировать способ чтения целым словом;
- продолжать обогащать словарный запас;
˗продолжать развивать связную речь, развивать у ребенка интерес к слову и его
точному и правильному употреблению.
˗закреплять навыки самостоятельного письма печатными буквами;
˗создавать условия для формирования у детей устойчивой мотивации к овладению
навыками письма, вызывая чувство удовлетворения от работы;
˗развивать абстрактное мышление у детей, формируя навыки работы со знаками
(буквами) – символами;
˗воспитывать усидчивости, добросовестность, аккуратность;
˗вырабатывать у детей положительное отношение к письму, подвести их к осознания
того, что «писать красиво – легко и приятно»;
˗ воспитывать любовь и уважение к родному языку: его богатству, красоте,
гармоничности.
Учебный план
2 модуль

№
№
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10

Разделы, и темы

Количество часов
Всего
Теория Практика
Раздел 1. Звуки гласные и согласные (1 час)
Звуки речи. Гласные и согласные звуки
5/6 ч
1
1/6 ч
Раздел 2. Буквы гласные (5 часов)
Гласные буквы А, Я
1
Гласные буквы О, Ё
1
Гласные буквы У, Ю
1
Гласные буквы Э, Е
1
Гласные буквы ы, И
1
Раздел 3. Буквы согласные (21 час)
Звуки [с], [с']. Буква С. Слог-слияние
1
Звуки [м], [м']. Буква М. Деление слов на слоги
1
Звуки [х], [х']. Буква X. Ударение.
1
Звуки [н], [н']. Буква Н. Предложение. Большая
1

1/6 ч
1/6 ч
1/6 ч
1/6 ч
1/6 ч

5/6 ч
5/6 ч
5/6 ч
5/6 ч
5/6 ч

1/6 ч
1/6 ч
1/6 ч
1/6 ч

5/6 ч
5/6 ч
5/6 ч
5/6 ч

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

30
31
32
33
34

буква в начале предложения и в именах людей
Звуки [р], [р']. Буква Р
1
Звуки [л], [л']. Буква Л.
1
Звуки [з], [з']. Буква 3
1
Звуки [в], [в']. Буква В
1
Звуки [ф], [ф']. Буква Ф
1
Звуки [г], [г']. Буква Г
1
Звуки [к], [к']. Буква К Прописная буква в
1
кличках животных
Звуки [б], [б']. Буква Б. Пословицы о хлебе
1
Звуки [п], [п']. Буква П.
1
Звуки [д], [д']. Буква Д
1
Звуки [т], [т']. Буква Т. Прописанная буква в
1
географических названиях
Звук [ж]. Буква Ж. Сочетание жи
1
Звук [ш]. Буква Ш. Сочетания ши
1
Звук [ц]. Буква Ц
1
Звук [й]. Буква Й
1
Звук [ч]. Буква Ч. Сочетания ча, чу
1
Звук [щ]. Буква Щ. Сочетания ща, щу
1
Раздел 4. Буквы ь, ъ (2 часа)
Буква ь — показатель мягкости согласных
1
звуков
Разделительный мягкий знак. Разделительный
1
твердый знак
Раздел 5. Занимательное чтение (5 часов)
Чтение коротких стихов
1
Чтение загадок
1
Смысловое чтение. Работа с текстом
1
Чтение текстов с окошками
1
Чтение с продолжением (творческая работа)
1
34
Итого часов

1/6 ч
1/6 ч
1/6 ч
1/6 ч
1/6 ч
1/6 ч
1/6 ч

5/6 ч
5/6 ч
5/6 ч
5/6 ч
5/6 ч
5/6 ч
5/6 ч

1/6 ч
1/6 ч
1/6 ч
1/6 ч

5/6 ч
5/6 ч
5/6 ч
5/6 ч

1/6 ч
1/6 ч
1/6 ч
1/6 ч
1/6 ч
1/6 ч

5/6 ч
5/6 ч
5/6 ч
5/6 ч
5/6 ч
5/6 ч

1/6 ч

5/6 ч

1/6 ч

5/6 ч

1
1
1
1

5

1
29

Календарно-тематический план модуль «Базовый»
Занятия

Тема занятия

Содержание

1. Практика: учить находить звук в начале, в конце, в
Занятие 1 Звуки речи.
середине слова.
Гласные и
согласные звуки
1. Практика: учить находить звук в начале, в конце,
Занятие 2 Гласные буквы А, Я
в середине слова.
Занятие3 Гласные буквы О, Ё Теория: дифференцирование звуков по всем

признакам.
Практика: место звука в слове.
Гласные буквы У,
Занятие 4 Ю

Теория: дифференцирование звуков по всем
признакам.
Практика: место звука в слове.

Гласные буквы Э, Е Теория: дифференцирование звуков по всем
признакам.
Занятие 5
Практика: место звука в слове.
Гласные буквы ы, И Теория: дифференцирование звуков по всем
признакам.
Занятие 6
Практика: место звука в слове.
Твердые и мягкие
Занятие 7 согласные звуки [с],
[с']. Буква С
Занятие 8 Звуки [м], [м'].
Буква М. Деление
слов на слоги
Занятие 9 Звуки [х], [х']. Буква
X. Ударение.

Занятие Звуки [н], [н']. Буква
Н. Предложение.
10
Большая буква в
начале предложения
и в именах людей

Теория: твердый согласный и мягкий согласный.
Практика: определение звука в словах.
Теория: твердый согласный и мягкий согласный.
Практика: определение звука в словах.
Теория: твердый согласный и мягкий согласный.
Практика: определение звука в словах.
Работа в тетради для закрепления графического образа буквы:
-печатать буквы.
Чтение слогов, слов.

Теория: твердый согласный и мягкий согласный.
Практика: определение звука в словах.
Работа в тетради для закрепления графического образа буквы:
-печатать буквы.
Чтение слогов, слов
Занятие Звуки [р], [р'].Буква Теория: твердый согласный и мягкий согласный.
Р
Практика: определение звука в словах.
11
Работа в тетради для закрепления графического образа буквы:
-печатать буквы.
Чтение слогов, слов
Занятие Звуки [л], [л'].Буква Теория: твердый согласный и мягкий согласный.
Л.
Практика: определение звука в словах.
12
Работа в тетради для закрепления графического образа буквы:
-печатать буквы.
Чтение слогов, слов.
Чтение предложений, составление схем.

Занятие Звуки [з], [з'].Буква Теория: твердый согласный и мягкий согласный.
3
Практика: определение звука в словах.
13
Работа в тетради для закрепления графического образа буквы:
-печатать буквы.
Чтение слогов, слов.
Чтение предложений, составление схем.
Занятие Звуки [в], [в']. Буква Теория: твердый согласный и мягкий согласный.
В
Практика: определение звука в словах.
14
Работа в тетради для закрепления графического образа буквы:
-печатать буквы.
Чтение слогов, слов.
Чтение предложений.
Занятие Звуки [ф], [ф'].Буква Теория: твердый согласный и мягкий согласный.
Ф
Практика: определение звука в словах.
15
Работа в тетради для закрепления графического образа буквы:
-печатать буквы.
Чтение слогов, слов.
Чтение предложений, составление схем.
Занятие Звуки [г], [г'].Буква Теория: твердый согласный и мягкий согласный.
Г
Практика: определение звука в словах.
16
Работа в тетради для закрепления графического образа буквы:
-печатать буквы.
Чтение слогов, слов.
Чтение предложений.
Занятие17 Звуки [к], [к'].Буква Теория: твердый согласный и мягкий согласный.
К
Знакомство со звуками [к], [к’] обозначающие букву
К:
Практика: определение звука в словах.
Работа в тетради для закрепления графического образа буквы:
-печатать буквы.
Чтение слогов, слов.
Занятие Звуки [б], [б'].Буква Теория: твердый согласный и мягкий согласный.
Б
Знакомство со звуками [б], [б’] обозначающие буквуБ:
18
Практика: определение звука в словах.
Работа в тетради для закрепления графического образа буквы:
-печатать буквы.

Чтение слогов, слов.
Занятие Звуки [п], [п']. Буква Теория: твердый согласный и мягкий согласный.
П. Прописная буква Знакомство со звуками [п], [п’] обозначающие букву
19
в кличках животных П:
Практика: определение звука в словах.
Работа в тетради для закрепления графического образа буквы:
-печатать буквы.
Чтение слогов, слов.
Занятие Звуки [д], [д']. Буква Теория: твердый согласный и мягкий согласный.
Д
Знакомство со звуками [д], [д’] обозначающие
20
буквуД:
Практика: определение звука в словах.
Работа в тетради для закрепления графического образа буквы:
-печатать буквы.
Чтение слогов, слов.
Занятие Звуки [т], [т']. Буква 1Теория: твердый согласный и мягкий согласный.
Т
Знакомство со звуками [т], [т’] обозначающие букву
21
Т:
Практика: определение звука в словах.
Работа в тетради для закрепления графического образа буквы:
-печатать буквы.
Чтение слогов, слов.
Занятие
22

Звук [ж]. Буква Ж.
Прописная буква в
географических
названиях

Занятие Звук [ш]. Буква Ш
23

Занятие24 Звук [ц]. Буква Ц

1Теория: твердый согласный согласный. Знакомство
со звуками [ж], обозначающие букву Ж:
Практика: определение звука в словах.
Работа в тетради для закрепления графического образа буквы:
-печатать буквы.
Чтение слогов, слов.
1. Теория: твердый согласный. Знакомство со звуками
[Ш:
Практика: определение звука в словах.
Работа в тетради для закрепления графического образа буквы:
-печатать буквы.
Чтение слогов, слов.
Теория: твердый согласный. Знакомство со звуками
[ц], обозначающие букву Ц:

Практика: определение звука в словах.
Работа в тетради для закрепления графического образа буквы:
-печатать буквы.
Чтение слогов, слов.
Занятие
25

Звук [й]. Буква Й

Теория: Звук Й., обозначающие букву Й:
Практика: определение звука в словах.
Работа в тетради для закрепления графического образа буквы:
-печатать буквы.
Чтение слогов, слов.

Занятие
26

Звук [ч]. Буква Ч.
Сочетания ча, чу

Теория: мягкий согласный. Знакомство со звуком [ч’],
обозначающим букву Ч
Практика: определение звука в словах.
Работа в тетради для закрепления графического образа буквы:
-печатать буквы.
Чтение слогов, слов.

Занятие
27

Звук [щ]. Буква Щ. Теория: твердый согласный согласный. Знакомство со
Сочетания ща, щу звуками [чщ’], обозначающие букву Щ
Практика: определение звука в словах.
Работа в тетради для закрепления графического образа буквы:
-печатать буквы.
Чтение слогов, слов.

Занятие
28

Буква ь —
Теория:ЗнакомствоБуква ь — показатель мягкости
показатель мягкости согласных звуков
согласных звуков
Практика: определение буквы в словах.
Работа в тетради для закрепления графического образа буквы:
-печатать буквы.
Чтение слогов, слов.

Занятие
29

Разделительный
мягкий знак
Разделительный
твердый знак

Занятие
30

Чтение стихов

Занятие
31

Занятие
32

Занятие
33

Занятие
34

Теория:Буква Ь,Ъ Разделительный мягкий знак
Разделительный твердый знакв словах.
Практика:Работа в тетради для закрепления
графического образа буквы:
-печатать буквы.
Чтение слогов, слов.

Теория: рассказ о стихах
Практика:упражнять детей в чтении слов раз-ной
структуры; понимать прочитанное; совершенствовать
навык детей сознательному, правильному, плавному
слоговому чтению с постепенным переходом к
чтению целыми словами
Чтение загадок
Теория: рассказ о загадках
Практика:упражнять детей в чтении слов разной
структуры; понимать прочитанное; совершенствовать
навык детей сознательному, правильному, плавному
слоговому чтению с постепенным переходом к
чтению целыми словами
Смысловое чтение. Практика:упражнять детей в чтении слов разной
Работа с текстом
структуры; понимать прочитанное; совершенствовать
навык детей сознательному, правильному, плавному
слоговому чтению с постепенным переходом к
чтению целыми слова
Чтение текстов с
Практика:упражнять детей в чтении слов раз-ной
окошками
структуры; понимать прочитанное; совершенствовать
навык детей сознательному, правильному, плавному
слоговому чтению с постепенным переходом к
чтению целыми слова
Чтение с
Практика:упражнять детей в чтении слов раз-ной
продолжением
структуры; понимать прочитанное; совершенствовать
(творческая работа) навык детей сознательному, правильному, плавному
слоговому чтению с постепенным переходом к
чтению целыми слова
.

Ожидаемые результаты:
По окончанию модуля «Базовый » ребенок приобретает следующие знания и умения:
- различает понятия «звук», «буква», «слог», «слово»
- знает буквы русского алфавита
- сливает буквы в слоги открытого и закрытого типа
- умеет писать буквы и слоги, слов
- овладевает навыками осознанного скорочтения : чтение целым словом, понимая его
значение.
По итогам реализации программы «Ступеньки» модулей «Стартовый» и «Базовый»
проводится диагностика освоения программы в виде скрытого тестирования в игровой
форме.
Диагностическая таблица скрытого тестирования

Методическое обеспечение к программе «Ступеньки»
№
п/п
1

Название
разделов\
направления
Подготовка к
обучению грамоте

Формы и способы
работы
Групповая
интегрированная
(теоретическая и
практическая )
НОД

Дидактические материалы
Касса букв
- Демонстрационный и раздаточный
материал к занятиям
- Наглядно-методический материал
- Индивидуальные рабочие тетради
для детей
- Индивидуальные тетради в клетку
- Цветные карандаши
- Простой карандаш и шариковая
ручка

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом «Солнечные
ступеньки»-Кировская областная типография.. Серия «Рабочие тетради
дошкольника
Список литературы:
1. Е.С.Анищенко. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников
2. Баева Н.А., Калинкова Н.В.. Солодова Т.Л. М.: АРКТИ, 2007. Предшкольное
обучение грамоте в ДОУ: Методика и конспекты игровых занятий.
3. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к
рисованию и письму. - М. Изд. ГНОМ и Д, 2004.
4. Воскресенская А. И. Грамота в детском саду. – Издательство «Просвещение».
Москва. 1965
5. ГавринаС.Е, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина. Развиваем руки чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.
6. Занимательное азбуковедение. / Сост. ВолинаВ. В. - М. Просвещение. 2015.
7. Обучение дошкольников грамоте. Л. Е. Журова и др. - М. : Школа- Пресс, 2017
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе:
1. Жукова Н.С. «Букварь». М.: «Эксмо», 2012. Пособие по обучению
дошкольников правильному чтению»
2. Жукова Н.С. «Пропись 1, 2, 3 для детей 6-7 лет».
3. Рабочие тетради дошкольника «Обучение грамоте» №1,2. («Солнечные
ступеньки»).
4. Серия «Папка дошкольника». Задания на развитие логики, внимания «Ребусы,
игры, головоломки». («Солнечные ступеньки).
5. Рабочая тетрадь «Проверяем готовность ребёнка к школе» Е. Бортникова.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».